Химия и жизнь. Космическая одиссея аспирина
mikaprok — 02.11.2017Подайте сюда ваши порошки!
Мы много говорили про разные таблетки-снадобья-пилюли, но не задались пока главным вопросом – а сколько стоит произвести лекарственное средство? 1 штуку.
Если охватить весь процесс клинических исследований.
От такого неудобного вопроса знающие люди опускают глаза к полу и начинают медитативно рисовать знак доллара носком вытянутой ноги.
Точный цифр ни у кого под рукой нет. Фармацевтические гиганты делится успехами не спешат, а опорных цифр кот наплакал.
Разброс мнений пугает.
Есть недавний остроумный анализ пресловутых «британских ученых», над которым уже все успели посмеяться. Они утверждают, что для крупного бизнеса процесс получение нового вещества начинается с суммы в $43 миллиона. Свое умозаключение они построили на стоимости внутренних процессов и согласований внутри организаций, не включив сюда больничную часть.
Еще одно обсуждаемое исследование этого года опирается на так называемые формы 10K, которые предоставляются фармацевтическими компания для правильных налоговых вычетов. Взяли временной период с 2006 по 2015 годы и 10 организаций, занимающихся препаратами для химиотерапии.
Тут уже выяснилось: суммы начинаются от $157 миллионов и до $1,9 миллиарда за одно лекарственное средство. В зависимости от оригинальности зашитого в капсулу вещества.
В среднем получается $648 миллионов.
Кстати сказать, большая часть лекарственных новых препаратов – ребрендинг старых.
Поэтому суммы в $157-300 миллионов относятся к сокращенной процедуре тестирования.
Кроме того, в суммы не включили стоимость ошибки. Ведь они демонстрировали R&D циклы только тех препаратов, которые вышли на рынок, а не всех, которые тестировались внутри компании. Процент выбраковки на этом этапе может достигать 90%.
Т.е. и тут не вся правда.
Несколько лет назад появился скандальный, но все еще цитируемый индекс стоимости получения таблетки, в котором были проанализированы продукты 98 компаний, их выходная стоимость и период рыночной жизни, а также налоговые изъятия за оригинальные препараты (что важно).
Получилось не кисло: Sanofi потратил на полный цикл производства 6 колес за 10 лет $60 миллиардов, по 10 на 1 штуку. AstraZeneca – почти $9,5 миллиардов за конечный продукт, Roche, Wueth, Bayer, Novartis и Takeda – от $5 до 8 миллиардов. Самая нижняя оценка в районе $2,5 миллиардов.
При том, что сам цикл производства и испытания лекарственных средств находится в странной зависимости от вложенных средств.
Хороший пример из исследования Бернарда Муньоса:
Получается так: исследовательский бюджет Pfizer практически утроился с 2000 года, а новый препарат как появлялся 1 раз год, так и появляется.
Постоянство – признак мастерства.
Добавим к этому сложносочиненные исследования, длительностью 10+ лет и мир расцветится новыми красками.
Если считать, что это правда и взять даже не верхнюю, а среднюю границу в $648 миллионов, то получается в нашем «Датском королевстве» фундаментальные проблемы.
Не на уровне экономики, а на уровне целей.
Вот многие хотят лететь на Марс, чтобы …ну... это... посмотреть Марс.
Потратили уже суммарно 1 500 миллиардов на R&D с 1991 года. Красная планета пока не видна.
В оптимизацию процесса исследования новых лекарственных средств целенаправленно вложено порядка $75 миллиардов за 40 лет.
Смешно, да.
https://telegram.me/mikaprok