Густав Климт. Поцелуй
zhivopis_vl — 22.05.2023

«Поцелуй» (Der Kuss), первоначальное название «Влюблённые» (Liebespaar), — картина австрийского художника Густава Климта. Написана в 1908—1909 годах, считается ключевым произведением «золотого периода» в творчестве художника. Выполненная золотом картина, следующая традициям византийской мозаики и иконописи, часто именуется «монументальной иконой». «Поцелуй» — одно из самых популярных произведений Климта и живописи австрийского модерна благодаря активному репродуцированию.
Ещё под названием «Влюблённые» и в незаконченном виде картина впервые демонстрировалась на Венской художественной выставке в 1908 году и сразу привлекла огромное внимание и вызвала восхищение её посетителей. Густав Климт был одним из организаторов выставки, на которой под его произведения был отведён отдельный зал № 22, прозванный Петером Альтенбергом «церковью современного искусства имени Густава Климта». «Поцелуй» на выставке выступал панданом к «Трём возрастам женщины». Комиссия имперского министерства культуры и образования непосредственно во время выставки приняла единогласное решение о приобретении этого полотна Климта для недавно созданной в Нижнем Бельведере Современной галереи, ныне галереи Бельведер. Публицистка Берта Цукеркандль в газете Wiener Allgemeine Zeitung прокомментировала это решение: «Наконец-то было исправлено непостижимое упущение. Наконец-то ликвидирован почти невероятный факт, что Современная галерея Австрии не владела репрезентативным произведением величайшего мастера». Заоблачная цена в 25 тыс. крон, по некоторым предположениям, включала компенсацию за несправедливый для художника финал истории с «факультетскими картинами». Приобрести «Поцелуй» для Пражской национальной галереи намеревалась и заседавшая 29 июня 1908 года на выставке художественная комиссия немецкой секции современной галереи Королевства Богемии. Доработка картины заняла у Климта целый год: «Поцелуй» поступил в фонд галереи 22 июня 1909 года. Климт переделал цветочную лужайку в левой нижней части полотна и орнамент на одеяниях, а также устранил анатомическую ошибку — удлинил голени стоящей на коленях женщины.
Картина написана на грунтованном цинковыми белилами холсте квадратного формата размером 180 х 180 см масляными красками. Художник также использовал золотую фольгу (область фигур персонажей); золотую краску (эмульсию золотого порошка); серебро; платину; свинец; сусальное золото (медь), покрытое глазурью (задний план). Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»: в это время художник много работал с цветом золота и использовал в своих произведениях настоящее листовое сусальное золото. Популярность картин этого времени, и «Поцелуя» также, связана не в последнюю очередь с их ярко выраженной декоративностью, обусловленной в том числе широким применением этого материала.
Золото на картине «Поцелуй» является не просто материалом для оформления фона, оно играет главную роль в характеристике персонажей — золото использовано в оформлении их одежды. Климт такой подход мог позаимствовать у Фернана Кнопфа из его монохромной работы «Фимиам». Ещё больше золотые одежды в «Поцелуе» напоминают русские иконы в окладах из драгоценного металла, завораживающие напряжённым контрастом между написанными красками пластичными участками личного письма (открытых частей тела) и слегка рельефной, скупо украшенной цветными камнями металлической поверхностью.
Картина «Поцелуй» в постмодернистскую эпоху стала стилизованным символом любви, и этот символ активно используется для привлечения потребителей. Необычный яркий сюжет картины выхолащивается до любовного символа, вытесняя глубокую идею произведения. Репродукции климтовского «Поцелуя» разного качества можно встретить по всему миру как в элегантных интерьерах гостиных среднего класса, так и над кроватями в студенческих общежитиях. Картина «Поцелуй» увековечена в тысячах копий, и не только на репродукциях, но и предметах быта: кофейных чашках, очечниках, галстуках и сумках, карандашах, блокнотах, зонтах, футболках и шейных платках и даже попонах для собак. Образы с картины «Поцелуй» украшают товары, не имеющие отношения ни к самому художнику, ни к его творчеству. Товар с «Поцелуем» приобретают из утилитарного желания получить удовольствие от диковинной вещицы. По мнению А. Вайдингера, популярность и массовость репродукций произведений Климта и в частности «Поцелуя» также объясняется использованным в них золотом: люди любят золото, их привлекает его вид, а в работах Климта чувствуется, что художник хотел создать нечто драгоценное.
Не в последнюю очередь благодаря «Поцелую» художник превратился в торговую марку, но ассортимент такой сувенирной продукции «с Климтом» скатывается в китч. Об опасном заразном поветрии бездушного копирования Климта — «климтизации» — предупреждал ещё при жизни художника искусствовед Людвиг Хевеши. В 2012 году Музей города Вены проводил в социальных сетях акцию, обличавшую самые ужасные образцы климтомании. Беспощадный маркетинг творчества Климта, по мнению климтоведа Отмара Рихлика, свидетельствует о том, что предмодерн стал отвечать самым усреднённым вкусам: на стене, где раньше над диваном висел гобелен с трубящими оленями, теперь висит постер с «Поцелуем», «Маковым полем» или «Данаей» Климта.
В День святого Валентина Бельведер предлагает влюблённым парам специальные входные билеты, включающие бокал шампанского и возможность поцеловаться на фоне картины, и разыгрывает свадебный пакет с государственной регистрацией брака в Бельведере или венчанием в часовне при нём.
В 2003 году Австрийский монетный двор выпустил золотую монету достоинством 100 евро в серии «Художественные сокровища Австрии» с фрагментом «Поцелуя» на аверсе и портретом Климта — на реверсе.
В 2005 году британская писательница Элизабет Хикей опубликовала роман «Нарисованный поцелуй», посвященный жизни Эмилии Флёге и её отношениям с Климтом.
В 2012 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Густава Климта, для традиционного новогоднего концерта Венского филармонического оркестра под управлением латышского дирижёра Мариса Янсонса и в постановке итальянского хореографа Давиде Бомбаны была подготовлена запись балетного представления с па-де-де «Поцелуй» в залах Верхнего Бельведера с участием танцовщиков Венской государственной оперы.
На Елагином острове в Санкт-Петербурге установлена скульптура «Поцелуй», выполненная А. М. Таратыновым в 2015 году в рамках проекта «Ораниенбаумский эксперимент, или Спор искусств» по одноимённой картине Г. Климта.
В 2016 году в рамках проекта ЕС по обеспечению доступа в музеи людей с ограниченными возможностями по зрению на основе 3D-технологий для слепых и слабовидящих посетителей Бельведера была подготовлена и установлена тактильная картина — рельеф картины «Поцелуй» Г. Климта.
В феврале 2022 года Галерея Бельведер приступила к продаже NFT «Поцелуя», в первый день было продано 1730 из 10 тысяч токенов на сумму свыше 3,2 млн евро. Общая ожидаемая прибыль галереи ожидается в 18,5 млн евро.
Apple Watch SE: оптимальный выбор умных часов для здоровья и повседневной жизни
Яндекс, что с тобой
Цитата дня
Сталинская мясорубка: дело альпинистов
Нулевые на снимках Игоря Стомахина. 2000. «Московские зарисовки»
Сегодня. Вечер. Снова льёт.
Образ дерева
Топ-10 самых разочаровавших малых городов России
Мероприятия к 50-летию реставрации монархии в Испании

