Гуманистически-размышлятельное
pevchaya_ptiza — 27.11.2022 Смотрела недавно видео про амишей и меннонитов (религиозные движения в рамках анабаптизма). Замкнутые общины, неприятие современных благ цивилизации, мирный сельский труд, отказ от военной службы. И подумалось: мы живём в весьма странном мире, где возможность соблюдать те или иные нравственные императивы достигается лишь благодаря тому, что другие эти императивы не соблюдают. Хорошо быть твёрдым и последовательным пацифистом, когда твою безопасность от внешнего и внутреннего врага обеспечивает армия и полиция твоего государства. А теперь мысленно перенесём ситуацию на фронтир или в зону регулярных боевых действий, где без ружья даже на крыльцо выходить не стоит: либо ты стреляешь в другого человека, либо ты мёртвый пацифист.То же насчёт благ цивилизации.Хорошо радеть за экологию, сидя в доме, отапливаемом с ближайшей ТЭЦ, или проповедовать "разумное потребление", де-факто имея всё необходимое. Ну да, в случае энергетического, экономического и прочего коллапса те же амиши ещё месяц-два будут жить в прежнем режиме. Но когда никто не приедет за их сельхозпродукцией и не привезёт взамен керосин, запчасти и медикаменты, им тоже придётся очень несладко. И мирная, благочестивая общинная жизнь резко перестанет быть "истинно христианской". "Я не завишу от государства и ничего ему не должен" - сказал мне как-то один либертарианец, который почему-то живёт не в землянке в глухой тайге и даже не в общине амишей, а вполне себе в Москве. Что тут скажешь? ничего не скажешь...
В общем, наше с вами относительное благополучие, в т.ч. моральное - это результат развития цивилизации, как ни крути. С её войнами, насилием, угнетением, грабежами, разрушением естественных экосистем и прочими "прелестями" (которые, как нетрудно убедиться, неизменны ещё с библейских времён и усовершенствовались разве что технически). Огромному числу людей уже не надо делать выбор - убить или быть убитым, дать умереть в муках или добить, кого из детей перестать кормить, чтобы остальные пережили зиму - а это, между прочим, реалии не столь отдалённого прошлого. И по той же самой причине я никогда не верила и не верю в "мир, закон и справедливость" в масштабах земного шара и во всякое там сияющее будущее. Для этого надо отмотать историю примерно в палеозой и слепить принципиально другого человека, начиная со звероящеров (основы нашего социального поведения закладывались где-то в тот период). А реальный человек агрессивен, он конкурирует за ресурсы, власть и секс, он делит мир на "своих" и "чужих", он может воровать и убивать, потому что это миллионами лет способствовало его выживанию и процветанию. И есть конкретно каждый из нас, в разных обстоятельствах принимающий решения разного масштаба. А "я ко всему этому непричастен, я сразу родился высоконравственным и гуманным" - нет, чувак, просто тебе повезло родиться и вырасти в "пузыре" сытости и безопасности. Более того, обычно это "пузырь в пузыре", т.е. относительно благополучная семья в относительно благополучном обществе. Как мы видим, пузыри эти имеют мерзкую привычку иногда схлопываться, и столкновение с миром вне "пузыря" вызывает реакцию от ступора до истерики или ярости: какие ужасные, бесчеловечные и безнравственные вещи творятся кругом! И как-то забывается, что гуманизм как общественная норма растёт исключительно на почве стабильности, внятной картины мира и хотя бы относительного достатка. Остаться человеком в условиях, когда нет ни того, ни другого, ни третьего - это только индивидуальный выбор.
|
</> |