Гугль знает всё!
jeanix — 09.08.2010
Призрак | The Ghost Writer
Роман Поланский | Roman Polanski
Франция, Германия, Великобритания
2010
Российские прокатчики, выбросив из названия фильма одно слово, на
этот раз улучшили его, сделав его и многозначней, и адекватней.
Призрак – это не
только писатель-призрак, литературный негр, пишущий мемуары за
VIP-персон, Призрак – это невидимая сила, которая правит
миром Великобританией. Что это за сила выясняется, как и
положено в хорошем детективе, в самом финале. С первых кадров на
два часа зритель погружается в хичкоковское пространство саспенса,
возникающего из хмурого, сыплющего дождём неба, и штормящего моря,
из недоговорённостей, из тревожной музыки, из ощущения, что все
что-то скрывают и не говорят главного, из звонков мобильника, из
найденного конверта с документами, из поездки на автомобиле по
маршруту, который сохранился в памяти навигатора от предыдущего
пользователя, из атмосферы фильма. Осязаемые мелочи наполненного
опасностями мира всегда были сильной стороной режиссёрского дара
Поланского, до сир пор кожей помню хруст отрубаемых топором голов в
«Макбете» или липкий звук скотча срываемого со рта Бена Кингсли в
«Смерть и дева». Таких деталей много и в «Призраке», например,
знакомое каждому неторопливое стрекотание ноутбука при втыкании в
него флэшки в тот момент, когда файл надо быстро-быстро открыть и
прочитать, увязание велосипедных колёс в мокром рыхлом песке, или
кучка сухих листьев собранная дворником-таджиком и тут же
выдуваемая ветром из тачки – каждый такой знакомый квант
реальности, с одной стороны, придаёт фильму осязаемость, погружая
зрителя в происходящее, и наполняя его, как и главного героя,
ожиданием опасности, с другой – иногда вырастает до символа-знака
сопротивления реальности или бесполезности каких-либо действий
вообще.
Но версию Поланского о силе, которая знает всё (а если чего не
знает – то знает Гугль), и правит
всем миром всей
Великобританией, мягко говоря, серьёзно воспринимать не возможно,
точнее, она воспринимается на уровне ЖЖ-высказываний, что виновник
лесных пожарах, жары и экономического кризиса, и вообще всех бед
(!) - император Путэн Первый, ну а, главная российская беда ХХ века
- революция 1917, по версии большевиков, случилась из-за кровавого
и плохого царя-батюшки Николая. Столь одномерные
линейно-детерминированные модели, увы, не могут объяснить и
прояснить сложность мира.