Гудбай, Медведев
ivangogh — 05.05.2010Умер Налетов. Философ с моей кафедры в РУДН. Вот только что
сообщили. Его я видел в последний раз уже давно, как раз перед
увольнением, весной 08-го. Говорят, со здорровьем у него было не в
порядке, но внешне вот так вот и не сказать чтобы. Вежливый он был,
общительный и умел к себе расположить вот так вот просто, по
человечески. И ко мне относился вполне как коллеге, несмотря на
разницу в возрасте и заслуги.
Когда меня выгоняли из РУДН он воздержался голосовать. Сказал, что
меня он совсем не знает и судить поэтому отказывается. А еще - он у
нас был на четверть ставки, читал КСЕ и кажется что-то магистрам,
сейчас уже и не вспомню. Четверть ставки его против
целой моей - тоже был аргумент не голосовать. Хотя мнение, к
которому склонялось начальство, было известно и лишний раз показать
свою лояльность - ну ровным счетом ничего не мешало.
А я ведь тоже его совсем не знал. Даже сейчас пробую и не могу
вспомнить его имя-отчество. У меня на имена, впрочем, память совсем
плохая, но не в оправдание это, стыдно ей богу. Я был для него
никем, но Налетов посчитал правильным не голосовать за мое изгнание
и, фактическое завершение академической карьеры. Мне
кажется, он поступил порядочно. А я даже не помню как его
звать...
Может быть это смерть коллеги - и не лучший повод говорить о том,
что у меня уже вторые сутки не выходит из головы. Но, мне кажется,
вряд ли его родные или друзья когда-нибудь увидят этот пост. В
конце концов, это мой блог, могу я здесь что-то и для себя
написать. Ведь так?
Выгоняли меня тогда за поддержку известных "негодяев" из арт-группы
Война. Официальный повод был иной, разумеется - вернее, он вообще
не назывался - просто не продлили контракт и все. Делов-то.
Впрочем, сегодня на всю эту историю мне уже слава богу наплевать -
студенты мои более-менее доучиваются, ну и хорошо.
Часто меня спрашивали, стоило ли тогда "вписываться" за в общем-то
не особенно мне знакомых ребят? Как будто это был вопрос какого-то
выбора: нужно или не нужно. Когда я узнал, что "современных
художников" собираются выгонять с факультета, и в МГУ творится
что-то невероятное вообще, я ни секунды не сомневался, что их надо
как-то поддержать. Это не был вопрос выбора - это была
необходимость. Я не пиджак выбирал в ГУМе или ставку в лотерее
делал, поэтому сегодня я вообще ни о чем не жалею, и мне немного
странно смотреть на то, как кое-кто из коллег глядит на меня
сочувственно. Тогда я не то что не мог иначе поступить, это "иначе"
было просто немыслимо, и никакого "иначе" просто не
существовало.
Частично смысл моих действий тогда, весной 08-го, оформился позже,
когда мы придумали вот эту фишку про "креативный класс" -
"медведевский авангард". Уже через полгода это стало трендом:
нельзя сажать современного художника. Нельзя сажать Лоскутова,
пусть он трижды торчок. Нельзя сажать арт-группу Война, пусть она
не нравится каким-нибудь православным гражданам. Времена
"Осторожно, религия!" прошли. А мы еще назвали все это
новое стадо "социальными инноваторами", Дондурей объяснил
начальству, зачем стране нужен современный художник, а Гельман с
ними нянчится по сию пору и таскает прямо на форумы "Единой
России", где им никто не мешает открыто говорить про стратегию 31.
А между тем "социальные инноваторы" прочно осели в клубе "Солянка".
Сделали из самих себя культ. И назвались хипстерами.
Когда Катя Гордеева презентовала свой фильм про "Поколение Ноль",
ну тот, который с Машей Сергеевой и Владой Яворской как
нехорошими девочками и офигенным репером, который поет честные
песни про начальника в мерседесе, - я тогда еще подумал, что есть
ведь какая-то тайна у этой документалки.Гордеева слишком хочет
что-то показать - может быть для того, чтобы что-то скрыть?
Например, оборотную сторону той высокой морали, откуда делаются
высказывания об этом самом поколении стабильности, ни на что не
годном и насквозь фальшивом? О том, куда эта мораль ходит по ночам
и чем там занимается как раз с этими "нулевками" на съемных
квартирах. Не иначе - учит порядочности. Или, как это более
точно выразил публицист Сапрыкин: "А еще люди пьют, матерятся,
танцуют на столах и творят прочие непотребства - что, собственно, и
делает их людьми". Хочешь стать человеком? Спроси у Трушевского
как.
Я за эти два дня успел поговорить с самой разной публикой - от
нашистов-экстремистов до тех, кого они называют изряднопорядочными,
включая и тех людей, которых смело можно назвать культурменеджерами
в стране. К случаю Трушевского приковано просто невероятное
внимание, при этом, как обычно в историях двусмысленных и значение
которых явно выходит за рамки тусовочных сплетен - случай не
вмещает интерпретаций. Хотя, казалось бы, какое кому дело до
мелкой истории из частной жизни малоизвестного представителя
столичной богемы? Что-то произошло, что-то большое и очень
поганое, но что именно?
Есть у меня такое чувство, что это - конец. Конец этой большой, но
так и не состоявшейся политической (в очень широком смысле
слова) ставке, в которой могло участвовать и современное
искусство, и эти самые хипстеры, и это поколение ноль и вообще
много чего еще. Что истиной акции в Биологическом музее, истиной
монстраций, нонконформизма группы ПГ и имперского пафоса Гинтовта,
пермского проекта и даже кружка блогеров им. Канта - оказалась
пошлая ебля на дому. И чувство это, судя
по явно чрезмерной реакции людей, разделяю не только я
один. Я вижу людей, которые прямо говорят, что не понимают, как они
могли считать этого человека своим приятелем, как
они моги иметь с ним что-то общее? Как они могли связаться с
этим? Хуже того, как они могли, - быть этим?
Разумеется, это не мораль говорит - мораль-то, как честные
люди знают, - это просто одно из конкурентных преимуществ
на рынках с несимметричной информацией. Это говорит отчаяние
и страх поражения. С моралью-то как раз все в порядке. Из этой
же морали пишутся колонки на ОпенСпейс и в
журнал "Эсквайр". Просто теперь это стало
очевидно всякому.
А интеллигентный хипстер? Ему пофигу. Он уже сбежал. Ну как -
он "для себя"-то никуда не сбежал, он тут вот. Ну, как Даша Люкс на
Болотной площади. "А мы? Нам-то что делать? Ведь мы
нянчились с ними, пили с ними водку, отмазывали от ментовки и
возили в Пермь. И еще - писали колонки на ОпенСпейс".
В общем, гудбай, Медведев. Тебе придется поискать поддержки у
кого-нибудь еще.