Гуарда без гвардейцев, но с кардиналом
olgina67 — 01.11.2025

В получасе езды от маленького Сабугала расположился город Гуарда. Как я пришла к мысли, что нам нужно заехать именно сюда, я не помню. Но мы сюда приехали и нисколько не пожалели об этом. Интересовал нас только один пункт в этом небольшом городке. Кстати, интересна этимология названия города. В зависимости от языка и контекста «Guarda» означает «охранник», «надзиратель» или «страж» (испанский, португальский), а также «посмотри!» (итальянский). Hе совсем понятно, что и от кого здесъ призвано было охранять.

Гуарда (порт. Guarda — «сторожа») — город в Португалии. Гуарда расположена на восточном склоне горной цепи Серра-да-Эштрела, примерно в 337 км к северо-востоку от Лиссабона, и является самым высокогорным городом Португалии (1056 м над уровнем моря). Она является столицей округа Гуарда, который получил свое название в честь города. Гуарда входит в Rede de Judiarias, объединение населенных пунктов с исторически значимой еврейской общиной.
Кельтиберские лузитаны жили здесь и долго сопротивлялись римским завоевателям, пока в 139 году до н. э. лузитанский вождь Вириат не был убит в результате хитрости римлян, и сопротивление не рухнуло. После падения Рима Гуарда вошла в состав Вестготского королевства, где с VI века стала епископской резиденцией.

После вторжения мавров в VIII веке Гуарда попала под арабское владычество и была обречена на упадок. В ходе Реконкисты высокогорная Гуарда впервые приобрела стратегическое значение. В 1199 году она получила свои первые городские права и стала важной епископской резиденцией после расформирования епархии Иданья-а-Велья.

В последний раз Гуарда сыграла важную роль в истории Португалии как важный оборонительный пост против попыток захвата со стороны Королевства Кастилии и последующей революции 1383 года, которая обеспечила независимость Португалии в битве при Альюбарроте.

К числу наиболее значительных достопримечательностей относятся собор в Гуарде, построенный в 1374 году и перестроенный и расширенный Жаном де Руаном в 1550 году, городские стены и замок, исторический центр города и многочисленные памятники архитектуры. В Гуарде также можно увидеть старую сефардскую синагогу в старом еврейском квартале, которая когда-то принадлежала значительной еврейской общине, но уже давно используется для других целей.

У входа в собор высится памятник статному воину - португальскому королю Санчосу ( так и хочется сказать Пансосу). Санчо I, прозванный Колонизатором (Dom Sancho I или o Povoador) (* 11 ноября 1154 года в Коимбре; † 26 марта 1211 года там же) был вторым королём Португалии из Бургундской династии. Где Бургундия вместе с Нормандией и Провансом, и где - португальская Гуарда. И откуда здесь представители бургиднского дома?
. 
Португалия под властью бургундцев описывает период правления бургундцев в Португалии, который длился с 1095 по 1383 год. Доисторический и ранний период истории Португалии описан в статье «Доисторическая история Португалии».

В 718 году из Астурии началась Реконкиста, то есть отвоевание Пиренейского полуострова у мавров. С 1086 года король Астурии-Леона пригласил в страну крестоносцев, которые должны были помочь в борьбе с маврами. Среди рыцарей были члены семьи герцогов Бургундских.
. 
Эти герцоги, сами являвшиеся ветвью правящей во Франции династии Капетингов, были младшими сыновьями герцогов, которые не были назначены преемниками в своей стране и из жажды приключений отправились в Португалию, которая в то время еще была пограничной страной с мавританскими государствами.

Первым бургундцем, достигшим территории современной Португалии, был граф Раймонд д'Армус, который женился на Урраке Кастильской, наследнице Альфонсо VI, и в 1093 году стал графом Галисии. Однако важную роль в истории Португалии сыграл Генрих Бургундский (1069–1112). Он перешел ко двору Альфонсо VI, с которым его связывали семейные узы благодаря браку Альфонсо с тетей Генриха.
. 
Около 1093 года он женился на Терезии Леонской, внебрачной любимой дочери короля Альфонсо. В качестве приданого в 1095 году он получил в наследственное владение территории на севере Португалии, только что завоеванные у мавров: Энтре-Минью-э-Дору, Траш-ос-Монтес, Бейра, Порту, Брагу, Висеу и Коимбру, а также части южной Галисии.

Он также получил право удерживать в наследственном владении все земли, которые сможет завоевать у мавров. В 1104 году Генрих основал архиепископство Браги и епископства Порту, Ламегу, Висеу и Коимбры. Город Гимарайнш, который поэтому сегодня гордо называет себя «колыбелью Португалии», стал его резиденцией. Генрих основал правление Бургундского дома в Португалии, которое продлилось до 1383 года.

Под властью Энрике территории «графства Португалия» начали восприниматься как единое политическое образование. Когда в 1109 году умер король Альфонсо VI, Энрике воспользовался случаем, чтобы освободить свои владения от господства Астурии. В документах того времени он еще избегал упоминания королевского титула, но уже использовал титул, похожий на королевский: он называл себя «nutu dei portugalensium patrie princeps».

Санчо I был сыном короля Альфонсо I и королевы Матильды. После смерти отца он взошел на престол в 1185 году. Он пригласил в страну монахов-цистерцианцев, которые должны были заселить территории, отвоеванные у мавров, и в 1189 году завоевал Силвеш, столицу мавров.

Однако в следующем году большинство этих завоеваний было утрачено. Из-за споров о действительности брака его дочери Терезии с королем Альфонсо IX Леонским, а также о феодальных правах начался конфликт с католической церковью, которая в 1195 году наложила на Португалию интердикт. Конфликт между монархией и церковью длился почти двести лет и в некотором смысле представляет собой португальский вариант инвеститурной войны.

Основной достопримечательностью в самом центре города возвышается кафедральный собор. Вот сюда-то мы и стремимся. Кафедральный собор Гуарды — епископская церковь римско-католической епархии Гуарды в городе Гуарда на северо-востоке Португалии.

Собор, ориентированный на юго-восток, расположен в историческом центре города Гуарда, в 320 км к северо-востоку от Лиссабона, в горном массиве Серра-да-Эштрела, на высоте около 1030 м. История собора в Гуарде начинается в 1199 году, когда король Санчо I получил разрешение от папы перенести епископскую резиденцию из соседней Эгитании (Иданья-а-Велья) в Гуарду.

Первое здание собора, построенное в романском стиле, вскоре было заменено другой церковью, построенной на месте, где сегодня находится церковь Misericórdia в Гуарде. Этот второй собор, скромных размеров и построенный в XIII веке, был снесен во второй половине XIV века, когда король Фердинанд I укрепил городские стены Гуарды во время войн с Кастилией.

Строительство третьего и окончательного собора в Гуарде началось в 1390 году при епископе Васко де Ламегу, во время правления короля Жуана I. В начале XV века была построена апсида и начато строительство нефа в готическом стиле. На этом первом этапе на работы оказал влияние монастырь Баталья, который строился в то же время. Во второй половине века строительство собора шло медленно.

В период с 1504 по 1517 год, при епископе Педро Гавиао, темпы работ ускорились, и собор был почти завершен. Архитекторами этого этапа были Педро и Фелипе Энрикес. Стиль мануэлино — португальское смешение готики и раннего ренессанса — оказал доминирующее влияние на второй этап строительства, о чем свидетельствуют украшения окон нефа и трансепта, декорированные ребристые своды трансепта, некоторые спиралевидные колонны нефа, а также главный портал, похожий на портал в стиле мануэлино часовни Святого Михаила Коимбрского университета.





В 1898 году архитектор Росендо Карвальейра распорядился удалить из собора все предметы интерьера XVII–XIX веков. Поэтому особого внимания заслуживает алтарная композиция в стиле ренессанс с многочисленными фигурами, созданная Жоао де Руао (около 1555 года).

Грандиозный ретабло главной часовни, украшенный резьбой по камню, - яркое пятно в сером, тяжелом здании. Он расположен полукругом, повторяя форму апсиды, и имеет четыре ряда: на первом ряду изображены ветхозаветныве Апостолы, на втором Моисей, пророк Иезекииль, пророк Илья и Святой Даниил, Благовещение и Рождество, на третьем – Успение Богородицы и, наконец, сцены Страстей Христовых. Ретабло выполнен Жаном Руанским по заказу епископа Криштована ди Каштру, Сеньора Монсанту и главного алькальда Ковильяна, где он родился и где провел последнии дни своей жизни. Проповедуя гуманистические идеалы, он был послом короля Мануэла I в Риме при дворе Папы Александра VI. Здесь он познакомился с новыми веяниями в искусстве, которые пытался воплотить во время своего епископского служения. Запрестольный образ сделан из камня, привезенного из Ансана - района в Португалии, известного своими каменными породами.

Жоао де Руан, во Франции Жан де Руан (* 1480 или 1500, предположительно в Руане; † 1580, предположительно в Коимбре) был французско-португальским архитектором и скульптором эпохи Возрождения и маньеризма.

Он является отцом архитектора Жерониму де Руау (1530, Коимбра; † 1601, Лиссабон), одного из строителей монастыря Иеронимитов в Лиссабоне (с 1983 года внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО). Многие из его алтарных образов и скульптурных работ можно увидеть в Национальном музее Мачаду де Кастро в Коимбре.

Сын одноименного архитектора и скульптора из французского Руана прибыл в Португалию по приглашению короля Д. Мануэла I. Его первой работой в Португалии считается его деятельность в приходской церкви Аталайя (1528).

Он женился на Изабель Пирес, невестке маньеристского художника Кристовао де Фигейредо († 1543), и поселился в Коимбре. Здесь он участвовал в строительстве множества зданий, таких как монастырь Санта-Крус, Капела-дос-Рейс-Магос и старый собор Се-Велья.

Он также работал архитектором и скульптором в ряде других мест, например, в соборе Гуарды (около 1555 г.), а также в Висеу, Браге, Томаре и Обидуше и т. д. Однако в основном он работал в Коимбре и окрестностях (Монтемор-о-Велью, Тентугал, Кантанхеде, Гоиш, Суре и т. д.).

Некоторое время он жил в Эрейре, недалеко от Монтемор-о-Велью, где сохранился его дом и мастерская (Casa do Torreão), и умер в 1580 году, вероятно, в Коимбре.

Собор величественен и суров. И где-то когда-то я прочитала о том, что его особенностью является возможность подняться на крышу. Прочитала и благополучно забыла. Но главное - мы сюда приехали и я увидела это своими глазами. Некстати вспомнился Милан. Как и там, здесь две террасы, на которые можно подняться за отдельную плату.

Учитывая годы постройки, я, конечно, понимаю, что идея миланского собора, возможно, взята отсюда. И все-таки ощущения весьма странные. Все, что в Милане - изящно и вычурно, здесь - приземисто и основательно. Не скажу, что все это-чисто функционально - наличие террасы обусловлено не одной статикой.

Гаргульи, контрафорсы, чудесные лесенки, вид на город... На верхнюю террасу я не дошла - 40 ступеней оказались не под силу по такой очень узкой винтовой лестнице даже без поручней.

Собор имеет черты как готического, так и мануэлино стиля, хотя его общий облик скорее напоминает крепость.
. 
Потолок трансепта - веерный готический свод, неф, как и главный портал, украшают спиральные колонны. В капелле собора находится гробница хранителя ценностей кафедрального собора, Жоао де Пина.

Собор почти пуст. Стоимость билета на входе 1€, подняться на террасу можно за 4€. Мы были около 5 вечера, но и здесь и собор , и город показались вымершими. Но долго задумываться было некогда - нам пора, планы сами себя не выполнят.
|
|
</> |
Как повысить узнаваемость компании с помощью digital-инструментов
Здравствуй, ж**а, Новый год!
Про одно прекрасное лицо современной российской журналистики
На связи...
Сценарное
"Цирк уехал, клоуны остались" :)
Быт поселян Иркутского уезда, 1857 — о кулаках
Недатские образы "Гамлета" (1964)
Александр Колчак. Полярник, офицер, адмирал

