Гуано или смерть!
vikond65 — 27.11.2019Ровно 140 лет назад 27 ноября 1879 года перуанская армия сумела одержать первую и единственную победу над чилийцами в Великой Тихоокеанской войне за гуано. Во всех остальных полевых баталиях этой жестокой пятилетней войны потомки инков регулярно "сливали" своим воинственным южным соседям. И войну они в конце концов проиграли, но в этот день у городка Тарапака перуанцам удалось совершить то, чем они гордятся до сих пор.
Правда, в разгроме чилийцев у Тарапаки в значительной мере повинно их собственное командование, которое сильно переоценило свои возможности и решило атаковать противника в горном ущелье, несмотря на то, что перуанцы обладали двойным численным превосходствм. Чилийская армия под командованием полковника Луиса Ортэги насчитывала 2280 солдат и офицеров при шести казнозарядных полевых орудиях Круппа и двух дульнозарядных пушках ла Хитта. Им противостояла перуанская армия генерала Хуана Буэндиа в составе 4486 человек. Артиллерии у Буэндиа не было, зато он занимал сильные позиции на горных склонах и в городке с каменными домами, превращенными в опорные пункты.
Чилийцы были настолко уверены в победе, что разделили свои и без того довольно скромные силы, отправив часть войск в обход, чтобы отрезать противнику путь к отступлению и полностью уничтожить или пленить перуанскую армию. Однако не тут-то было. Перуанцы отразили обе атаки - с фронта и с тыла, а потом сами нанесли фронтальный контрудар и после ожесточенного рукопашного боя обратили противника в бегство, захватив всю его артиллерию и полковое знамя. Трофейные пушки перуанцы сразу же развернули на 180 градусов и открыли огонь по отступавшим, нанося им дополнительные потери.
В сражении погибли 534 чилийца, включая 22 офицеров, 176 человек получили ранения и 66 попали в плен. Перуанцы потеряли 236 человек убитыми и 261 ранеными. Потерпев неудачу, чилийцы отошли к ранее захваченному городку Икике и стали ждать подкреплений. Перуанцы их не преследовали. Более того, через некоторое время Буэндиа, испытывая острую нехватку продовольствия, приказал оставить Тарапаку и отходить на север, к приморской крепости Арика. При отступлении перуанцы взорвали трофейные орудия, так как у них не было тягловых животных, а катить пушки вручную по горным дорогам они поленились.
Через месяц чилийцы, значительно усилив свою армию, возобновили наступление и уже без боя заняли Тарапаку. Таким образом, победа не принесла перуанцам ничего, кроме морального удовлетворения и некоторого выигрыша во времени, которым они так и не воспользовались. 26 мая следующего года чилийцы взяли реванш, наголову разгромив объединенную перуано-боливийскую армию в сражении у Такны и обеспечив себе победу в войне. Однако об этом сражении я уже рассказывал.
На заставке - уличный бой в Тарапаке, в котором перуанцы (серые) захватили чилийское знамя.
Схватка чилийцев с перуанцами у Тарапаки в представлении иллюстратора из какого-то европейского журнала XIX века. Автор рисунка, судя по всему, представлял себе латиноамериканскую войну как разухабистую бандитскую поножовщину.
Чилийские кавалеристы в атаке. Для демонстрации обмундирования художник Джузеппе Рава изобразил в одном строю конников из разных полков.
Картина перуанского художника Агирре Харамильо, изображающая контратаку перуанцев у Тарапаки и захват чилийских пушек.
Прорисовка найденной в XX веке мумии неизвестного чилийского солдата, совсем потерявшего голову в битве за Тарапаку. Сейчас мумия хранится в местном университете.
|
</> |