Грустная песня латыша: "... сбежала последняя электричка"

Помните вот эти электрички? Их производил Рижский Вагонный Завод. Основной продукцией завода были электропоезда переменного тока ЭР9Т, ЭР29, ЭР31, электропоезда постоянного тока ЭР2Т и ЭР-200 и дизель-поезда ДР1А. Поставщиками завода являлись более 600 предприятий СССР. А продукция использовалась во всех союзных республиках СССР, а так же в Болгарии, Югославии и на Кубе.

Завод как-то дергался после развала СССР, но 2020 году был окончательно ликвидирован. В самой Латвии не было электрифицированных дорог, поэтому по дорогам бегали тепловозы. В 2009 году в Латвия решила осуществить электрификацию своих железных дорог, по которым бегали советские тепловозы. Более половины расходов на этот проект согласился оплатить Евросоюз из своих структурных фондов. Задумка была в том, чтобы модернизировать устаревшее советское железнодорожное сообщение на современное – европейское.
Однако сразу все пошло как-то не так. Казалось бы, чего проще: объявляй конкурс, выбирай наилучшее предложение и подписывай договор. Но прежде чем договор на поставку электричек был подписан, прошло целых десять лет. Конкурс пришлось объявлять трижды, и трижды его итоги аннулировались. Всякий раз происходил какой-то скандальный инцидент, проигравшие фирмы обращались в суд и приводили веские доводы в пользу того, что руководство ЛЖД выбирало победителя нечестно. В итоге были аннулированы победы в конкурсах, одержанные было испанским предприятием CAF, южнокорейской Hyundai Rotem, испанской Talgo S. L. Лишь в 2019 году Латвия подписала договор с чешской Skoda Vagonka.
Однако новые электрички прибыли в Латвию с большим опозданием – лишь в 2022 году. Затем команды специалистов в течение нескольких месяцев собирали поезда и проводили их испытания в железнодорожной инфраструктуре Латвии. Казалось бы, теперь должно быть все в порядке.
Но в декабре 2023-го у одного из трех чешских электропоездов, только вышедших на линию, обнаружили неполадки, его пришлось срочно снять с работы. После новогодних праздников выяснилось, что у пяти из семнадцати полученных электричек выявлены неисправности.
Второго января новехонький чешский поезд, ранним утром следовавший в Ригу из курортного города Саулкрасты, остановился и отказался ехать дальше. Пассажирам пришлось дрожать в остывающих вагонах (тогда стоял сильный мороз), пока поезд не взяли на буксир, а часть пассажиров отправилась в Ригу на присланных оттуда автобусах. 4 января у нового электропоезда, следовавшего по маршруту Слока – Рига, разрядился аккумулятор, и он встал на станции Дзинтари.
Власти Латвии потребовали от предприятия, обслуживающего пригородные перевозки «Skoda vagonka» срочно что-нибудь сделать. Из-за проблем с новыми электричками пришлось сократить ежедневное число рейсов. 10 января на предприятии сообщили, что уже семь из семнадцати новых электропоездов Skoda, имеют технические неполадки, из-за которых они не курсируют.
За простой каждого из неисправных поездов производитель платит штраф – 1500 евро в день. Жители Латвии вовсю ругают власти, купившие неисправные поезда. Старые советские локомотивы эвакуируют с мест аварии супер-пупер современные чешские электропоезда. Представляете картину? Локомотив, который построен на советском предприятии, в советское время, по советским технологиям и людьми с советским образованием, тащит современную электричку за 255 млн евро.
Проблемы с новыми поездами не ограничились неисправностями аккумуляторов. Поступают жалобы на то, что в электричках на морозе не работают туалеты. Выяснилось, что и двери вагонов открываются далеко не всегда. Широкую известность получил случай с 16-летней девочкой, которая холодным январским воскресеньем поехала на чешском поезде из своего дома в Скрунде в общежитие школы в Добеле. В Добеле двери вагона не открылись – они просто замерзли. До следующего вагона девушка добежать не успела – поезд тронулся в путь. Кондуктор помочь отказалась, и девушка-подросток в десять часов вечера оказалась на перроне в Елгаве – в 30 км от своей остановки.
25 января отмены рейсов поездов «по техническим причинам» продолжились. Штраф, начисленный Skoda Vagonka, в настоящее время составляет 267 770 евро и растет с каждым днем – так как чехи никак не могут устранить дефекты.
Но почему латыши согласились выпустить на трассу заведомо дефектные электрички? Ответ, как ни странно, тоже напоминает о советских традициях сдачи каких-либо объектов или техники к определенным датам и праздникам. В современном Евросоюзе происходит нечто подобное, хотя и со своими особенностями. Средства на поезда для Латвии были выделены из еврофондов в предыдущем планировочном периоде, и одобренные тогда проекты должны были быть закончены до 31 декабря 2023 года. Иначе эти 114 млн. евро считались бы неосвоенными, и заказчику поездов пришлось бы искать средства в собственном кармане.
Вот так и случилось, что на исходе 2023-го года железнодорожники, уступая требованиям политиков и финансистов, и начали выводить на линию не доведенные до ума электрички. Только за первые три недели января у новых электропоездов выявлены двадцать шесть дефектов уровня «А», из-за которых их дальнейшая эксплуатация недопустима. А ведь все эти 17 электропоездов перед выпуском получили сертификаты на соответствие требованиям эксплуатации. В итоге вся Латвия сегодня получила урок: новая европейская техника оказалась хуже старой советской.

24 января этого года управляющий совет «Pasazieru vilciens» в полном составе подал в отставку. Это единственная компания в Латвии, занимающаяся перевозками пассажиров по ширококолейной железной дороге. Она обслуживает 12 маршрутов, 4 из которых электрифицированы. Так что теперь и поезда не ездят, и управленцы разбежались. Латвия на примере шпрот не поняла прелести членства в Евросоюзе. Но без шпрот можно прожить, меньше канцерогенов употребят, а вот без электричек трудно им придется.