Гренада, Каховка, путешествия и немного про любовь
pryanik — 17.06.2023120 лет назад, 17 июня 1903 года, в Москве родился поэт Михаил Светлов. Сегодня — подборка его песен и истории трёх из них.
"Гренаду" Светлов написал в 1926 году, когда ему было 23. Это стихотворение было создано почти "на ходу": поэт увидел вывеску московской гостиницы "Гренада" — и сразу родились строки. Тогда же, в 1926-м, уже жившая за рубежом Марина Цветаева написала Борису Пастернаку:
Передай Светлову, что его "Гренада" — мой любимый, чуть не сказала мой лучший стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть Есенину мирно спится.
Другой поэт-современник, Владимир Маяковский, также восторженно отзывался о стихотворении и даже читал его наизусть на своих творческих встречах.
Но настоящая слава к этому произведению пришла через 10 лет после написания, в 1936-м, когда началась война в Испании. Светлов тогда с грустью сказал: "Во мне что-то от прорицателя". Эти стихи пели и переводили на другие языки, вскоре их знала вся Европа.
Стихотворение продолжило жить и после Второй мировой войны. В 60-х "Гренаду" положил на музыку студент Виктор Берковский, которого мы знаем как известного барда. А в 1977-м свою музыку написал Микаэл Таривердиев.
Интересный момент: в Испании нет Гренады, есть Гранада. Существует остров Гренада, но там говорят по-английски.
Песня "Глобус" необычна, её написали в 1947 году два поэта. Автор текста — Михаил Львовский, а Светлов написал музыку. Изначально её написали для студенческого спектакля, но песня "ушла в народ", дополнилась новыми куплетами и стала неофициальным гимном туристов, геологов и географов.
У песни "Каховка", написанной в 1935 году, тоже интересная история. Вот что рассказывал сам Михаил Светлов:
Однажды неожиданно ко мне явился ленинградский кинорежиссёр Семён Тимошенко. Он сказал мне:
— Миша! Я делаю картину "Три товарища". И к ней нужна песня, в которой были бы Каховка и девушка. Я устал с дороги, посплю у тебя, а когда ты напишешь, разбуди меня.
Он мгновенно заснул.
Каховка — это моя земля. Я, правда, в ней никогда не был, но моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину, юность, своих товарищей… Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут.
Сонным голосом он спросил меня:
— Как же это так у тебя получилось, Миша? Всего сорок минут прошло?
Я сказал:
— Ты плохо считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь.
Актёр Михаил Жаров, который снимался в том фильме, рассказывал историю песни со своей стороны. Но обе эти истории не противоречат друг другу. Также есть и другая версия: якобы это Исаак Дунаевский, прочитав сценарий, настоял на том, что после диалога героев Жарова и Баталова, в котором они вскользь вспоминают бои под Каховкой, должна быть песня, акцентирующая внимание на этом моменте. Какая из этих версий верна — сейчас уже никто не может сказать, возможно, они все в той или иной степени достоверны.
Надеюсь, вам понравилось. )