Грамотность
alhimik_88 — 21.05.2024Заголовок, возможно, не совсем соответствует тому, что я хочу
сказать.
В преддверии школьных последних звонков, я задумалась, а чему меня
саму научила школа?
Конечно, школа дала мне неплохой старт для последующего получения
высшего образования, в частности, программа по химии и биологии у
нас была на высоком уровне, и на первом курсе мне было относительно
легко.
Но вот конкретно сейчас, проверяя очередную детскую писанину, я
понимаю, что школа научила меня грамотно писать. Во всяком случае,
пыталась ))
Сразу оговорюсь, что здесь, в ЖЖ, я, бывает, пишу с ошибками
(как и все мы, бывает), поэтому он и продолжает оставаться
живым.
Но если дело доходит до рабочих моментов, то здесь в плане
грамотного написания я собрана как никогда.
И вот читаю, как пишут дети, и понимаю, что их совсем не учат
писать. Не то, что грамотно, а вообще. Всё больше обсудить,
подумать и прочее. Даже в учебнике русского языка нет больше
привычных взрослому поколению упражнений.
Ведь как было раньше? У нас был учебник, в нём - правило, а затем
десяток как минимум однотипных упражнений на отработку этого
правила. То есть хочешь, не хочешь, а хотя бы механически что-то да
останется в голове. Всё чётко и понятно.
Сейчас учебники - это какой-то кошмар.
Да, я сейчас к вам обращаюсь, издательство Просвещение!
Ваши учебники - неудобные (и местами тупые). Начать надо с того,
что они все больших размеров, А4, а то и больше. Вы когда-нибудь
пробовали разместить такой учебник на парте? Вы ведь, конечно,
знаете, какая у неё ширина? Так вот, разместить учебник, тетрадь и
попробовать записать что-то. Если это что-то в данный момент на
левом развороте сверху. Как, удобно? Руки у вас при этом детские,
то есть, короткие.
Хорошо, можете возразить вы. Можно же воспользоваться
подставкой. Вызов принят! Вы пробовали поставить учебник в МЯГКОМ
переплёте, толщиной более 1 см, формата А4, с проклеенным корешком,
на стандартную подставку для книг?
Попробуйте на досуге, вас ждёт множество чудеснейших открытий.
Спойлер для тех, кому нечем экспериментировать - учебник такого
формата в книжной подставке не стоит. Он заваливается назад. Его не
удерживает зажим для страниц спереди - переплёт у этой книги не
прошитый, как раньше, а проклеенный. Если приложить усилие и для
начала кулаком попытаться распрямить учебник (т.е.заломать), то он
трескается по этому месту, и впоследствии начинает терять
страницы.
Мягкие углы обложек постоянно мнутся, а внешние прозрачные обложки,
надеваемые на учебник, постоянно сваливаются (а приклеивать их
запрещает школьная библиотека!).
Я вот не пойму того, кто придумал для детей такой убогий формат
книг. Это чистой воды вредительство. Наверное, у ребят из
Просвещения своих детей-школьников нет.
Так, по внешнему виду прошлись.
Переходим к тому, что внутри.
Внутренне оформление и изложение материала не всегда понятно
детям. Задания сформулированы так, что пока доберёшься до сути
того, что, собственно, надо сделать, уже забудешь, с чего
начал.
Это я про учебник русского сейчас, если что. Если задание с
текстом, сначала надо его прочитать, потом над чем-то там подумать,
ответить на вопросы, а потом уж записать слова с какой-нибудь
безударной гласной или без мягкого знака.
Зачем все эти излишества? Почему нельзя просто отработать то или
иное правило?
Тут я вспоминаю обучение в художественной школе, которое поначалу
сводилось исключительно к тому, чтобы поставить руку. Это когда ты
делаешь одно и то же задание раз, ещё раз, ещё раз, и так пока от
бесконечных берёзовых туесов, чашек, жбанов и бидонов не хочется
бежать без оглядки. Зато в какой-то момент ты ловишь себя на мысли,
что вот же оно. Вот оно, как надо! И строишь всю эту геометрию на
раз-два. И тени сами собой, кажется, ложатся теперь куда надо.
Так и с русским. Нельзя научиться писать, если в школе дети не
будут писать. Правда, учительница у старшего решила выйти из этой
ситуации нестандартно, и просит на ВСЕ вопросы в упражнениях
отвечать письменно. Вроде и посыл благой, но ребёнку пока сложно
слаженно излагать свои мысли (ведь в программе этого нет!) и писать
грамотно именно по причине того, что этому не учат.
Я была приятно удивлена, когда обнаружила, что я не одинока в своих
мыслях. На Ютубе я обнаружила одно занятное видео, автор учит своих
детей сам, по старым учебникам, и рассказывает о процессе.
Если вам не жалко 6 минут, пожалуйста, посмотрите это видео. Вы сразу станете лучше
меня понимать.
Грамотно писать важно. Во-первых, самому приятно (ну, во всяком
случае, мне). Это культура. Во-вторых, это в настоящее время
вызывает уважение.
За примерами далеко ходить не надо. Буквально сегодня я зашла на
Авито, а там, бывает, вместо объявления показывают контекстную
рекламу. Вот пример:
Вызывает ли уважение у меня организация, которая потратилась на
рекламу, но не взяла в штат редактора (или взяла редактора, который
учился по современным учебникам)?
Однозначно, нет.
Вы можете и здесь возразить, ну, с кем не бывает, какая ты зануда.
Нет, друзья, я не зануда. Эта реклама - это лицо твоей компании.
Если другим норм, то и пусть их идут. А для меня это все равно, что
человек с грязыми усами или пятом от соуса на щеке. Да, понятно,
разговаривать ты с ним продолжаешь, но ведь про себя всё равно
подумаешь - ну и неряха! Мог бы и в зеркало посмотреться после
обеда.
Так и здесь.
Это отталкивает.
А ошибки учителей в школе подрывают авторитет этих самых учителей.
Почему дети не уважают учителя, делающего ошибки? Чувствуют
фальшь.
Я вот что-то не припомню (хотя нет, был один случай), чтобы мои
учителя делали ошибки или пропускали их. А у моих детей, увы,
учителя делают и то, и другое. Нечасто, но бывает, и осадочек
остаётся.
Пусть даже это родительский чат. Писать "ни что" и "ни
кого" раздельно - это за гранью. Не согласовывать окончания
существительных и прилагательных - тоже. "На
следующей недели".
В общем, да, я благодарна школе за то, что у меня были
удобные учебники, что они были с грамотным
изложением материала, с упражнениями,
которые помогали мне закрепить материал.
Не знаю, будут ли мои дети благодарить школу за такое.
Пишите грамотно, друзья. Это вас только красит и вызывает
уважение.
Больше читайте хороших книг. Расширяйте свой словарный запас.
И напишите, как у вас с грамотностью.
|
</> |