Грабари...

Теперь у меня, слава Богу, есть информация от инсайдеров, которая, в целом, выглядит более или менее благополучно - по крайней мере, сильно благополучней, чем можно было бы предположить в сложившихся обстоятельствах.
Из приблизительно сотни икон, которые на момент пожара находились в Грабарях, полностью уничтожены две - пока не могу сказать, какие. Знаю только, что уцелела и Богоматерь Одигитрия XIII века из Псковского музея и Богоматерь Корсунская из новгородского Софийского собора в окладе XI-XII веков. Последняя получила некоторые повреждения, но не фатальные - красочный слой, кажется, полностью уцелел.
Полностью сгорела, к сожалению, сень из Спасо-Прилуцкого монастыря (Вологодский музей).
Очень важный момент - те произведения, которые находились в специальном хранилище (бункере) никаких повреждений, как кажется, вообще не получили - ни от огня, ни от воды. О повреждениях речь идет только в тех случаях, если иконы оставались на столах у реставраторов.
Еще один интересный вопрос - отчего реставраторы, уходя не стали выносить с собой произведения искусства. Ответ на него прост и довольно печален - реставраторам не сразу сказали про пожар - им сообщили про небольшое задымление и попросили покинуть рабочие места. А вот когда стало понятно, что это не задымление, а настоящий пожар - некоторые из них попытались вернуться за вещами, которые реставрировали, несмотря на пожарников и милицию. И одной из сотрудниц рукописного отдела это, слава Богу удалось. ПОДПИСАВ ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОЖАРНЫХ ЗА ЕЕ СУДЬБУ, ОНА ВОШЛА В ГОРЯЩЕЕ ЗДАНИЕ И ВЫНЕСЛА - БУКВАЛЬНО ИЗ ПЛАМЕНИ - ОДНУ ИЗ САМЫХ ДРЕВНИХ И ЗНАМЕНИТЫХ РУССКИХ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫХ РУКОПИСЕЙ - СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ XIII ВЕКА (из Ярославского музея-заповедника). Фамилию сотрудницы мне, к сожалению, не сообщили.
Да, рукописи, насколько я понял, вообще не пострадали.
Сгорел архив с уникальными фотографиями.
Сгорели копии-реконструкции фресок, которые на протяжении нескольких десятилетий делал знаменитый реставратор А.Н. Овчинников.
Сгорело некоторое количество картин, в том числе конный портрет Александра I работы Доу и Музеев Кремля - ну, про него и так уже все знают.
Это - пока всё, что я знаю, но это - явно лучше, чем ничего. Понятно, что мои инсайдеры могли что-то напутать и в чём-то ошибиться, но думаю, что в целом всё более или менее верно.
Так что - прочти и передай товарищу!
Upd
СОТРУДНИЦА, КОТОРАЯ ВЫНЕСЛА СПАССКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ, - НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА
|
</> |