GOYA’S GHOSTS (2006)

топ 100 блогов mr_garett25.09.2022
GOYA’S GHOSTS (2006)

1792 год. Во Франции свершилась революция, но Испания все еще пребывает в темном мраке средневековья. Инквизиция уже не так сильна, как раньше, но еретиков до сих пор пытают и сжигают на городских площадях. Местная интеллигенция бежит прочь или дрожит от ужаса. Обосновавшийся в Мадриде Гойя выполняет работу по заказу церкви и рисует картины для испанского королевского дома. В целом он живет мирной хипстерской жизнью и в дела духовные не лезет. Когда инквизиция бросает в застенки его натурщицу Инес, Гойя пытается повлиять на ситуацию, обратившись за помощью к отцу Лоренцо. Художник даже не догадывается о том, что запущенная им цепь событий завершится трагедией через 15 лет, в мрачную и грандиозную эпоху Наполеоновских войн.

Я не большой фанат средневековых картин, но в детстве меня изрядно пугали работы двух старинных художников. Первым был Босх - загадочный голландский затворник, писавший в духе космического ужаса (и, вероятно, под грибами), тогда как вторым был Гойя, о котором я прочитал здоровенную книгу Лиона Фейхтвангера. История Гойи была намного менее загадочной, но намного более мрачной, потому что этот художник работал в одном из самых зловещих государств средневековой Европы. Таким образом, новейший фильм Милоша Формана (он был новейшим в 2006 году) заинтересовал меня с самого начала, но, по ряду причин, я не сходил на премьеру и посмотрел его лишь 16 лет спустя.

GOYA’S GHOSTS (2006)
Гойя в XIX веке. Сзади стоит личный сурдопереводчик.

Это интересно. Милош Форман, некогда снявший “Пролетая над гнездом кукушки”, несолько раз обращался к истории XVIII века. В 1984 году он снял оскароносный Amadeus, в котором рассказал историю жизни и смерти Моцарта, а позже в 1989 он завершил работу над “Вальмоном”. Таким образом, приступая к просмотру “Призраков” я уже имел представление об особенностях авторского стиля, который окончательно сформировался в начале 90-ых годов.

GOYA’S GHOSTS (2006)
Бывший отец Лоренцо на службе французской Империи.

Сюжет “Призраков Гойи” состоит из двух частей. Первая происходит в 1792 в мирной Испании и посвящена отношениям Гойи с инквизицией. Самому художнику церковь не угрожает, но его неловкие поступки ломают жизнь окружающим. поскольку Гойя не знает, как именно работает церковная система. Здесь же Форман показывает взаимодействие Гойи с королевским домом, где уже давно читают Вольтера и Руссо и, в целом, царит эпоха просвещения. Проблема в том, что Карл IV не понимает свой народ, а в дела церкви не сует даже носа. Его это в целом не интересует, поскольку вокруг других проблем полно (во Франции кузенам бошки рубят).

GOYA’S GHOSTS (2006)
Настал важнейший час священной войны, храбрые воины! Готовьтесь к бою! Вы идёте в бой за Францию! В истории хватает места для всех. Она назвала ваши имена! Вперёд!

Вторая часть фильма происходит в1809-ом году. Французская армия вторгается в Испанию, надеясь на быструю победу (ведь французы хотят отменить инквизицию и несут с собой идеалы свободы, равенства и братства). Однако, надежды на быструю войну оказываются ложными. Репрессии французов против испанской церкви доводят народ до белого каления. Чернь берется за оружие и начинает убивать солдат, французы в ответ крошат всех без разбора. Маленькая победоносная война превращается в кровавое, незаживающее годами месиво, которое невозможно завершить малой кровью.

GOYA’S GHOSTS (2006)
Натали Портман сыграла в картине сразу две роли.

Постаревший, потерявший слух Гойя начинает работать на нового короля - Иосифа I Наполеона. Здесь же Гойя узнает про то, как сложись судьбы Инес и отца Лоренцо. Последний стал чиновником французской империи и начал карать своих бывших коллег по инквизиции. Меняется и творчество художника. Если раньше он писал гравюры об ужасах средневековой Испании, то теперь его больше интересует война и те кошмары. что он видит на улицах древних городов. Мрачный финал картины не оказывает влияние на жизнь художника и демонстрирует зрителю тот факт, что искусство ничего не может изменить в этом мире, оно ценно само по себе - как фактическое свидетельство уходящей эпохи.

Если в начале просмотра зрителю может показаться, что картина целиком и полностью посвящена испанскому живописцу, то ближе к концу постановки становится ясно, что вся эта история затевалась исключительно ради Инес и Лоренцо. Гойя всего лишь сторонний наблюдателей, аватар зрителя, который со стороны взирает на трагический ход событий.

GOYA’S GHOSTS (2006)
Ну а кто в наши идеалы не верит, тому пулю в жбан!

Goya’s Ghost - всецело камерная картина, поскольку ее история содержит минимальное количество персонажей, Сколько-нибудь масштабные сцены появляются в постановке всего лишь несколько раз и они связана с вторжением французов (или англичан). Остальное действие разворачивается во дворцах, закрытых домах и мастерских. Испанские улицы практически не показываются. Избежав демонстрации масштабных сцен Форман потратил бюджет на создание эффектных декораций и прекрасных костюмов. Не плохо получился и грим, демонстрирующий разнообразные уродства. Выбравшая из застенков Натали Портман (со сдвинутой набок челюстью) выглядит, как персонаж зомби-хоррора. Удачной получилась и атмосфера картины, которая меняется в зависимости от той власти, которая установилась в Мадрид (гнетущая атмосфера средневековья сменяется бодрыми сценами французского ультра-насилия).

GOYA’S GHOSTS (2006)
Во дворце Карла IV всегда царит непринужденное веселье.

Что касается игры актеров, то, пожалуй, лучшую роль в картине сыграл Хавьер Бардем, который прошел полный путь от инквизитора, до упорного в своих заблуждениях еретика (вообще, изначально Бардем должен был играть Гойю, но Форман переменил свое решение, после переработки сюжета). Неожиданно было увидеть в роли Гойи Стеллана Скарсгарда, который сыграл в фильме намного более старого художника. Кроме того, в фильме засветился Майкл Лонсдейл, которому досталась роль бессмертного испанского кардинала (ибо короли сменяют друг друга, а инквизиция остается).

Завершая обзору скажу следующее: “Призраки Гой” интересный исторический фильм, посвященный Испании времен наполеоновских войн. Любителям эпохи картину следует посмотреть в обязательном порядке..

GOYA’S GHOSTS (2006)
Инквизиторы считают бабло.

ЗА:
-Эффектный визуальный ряд и прекрасные костюмы,
-Испания старого режима и Испания времен французской оккупации,
-Прекрасная игра актеров,

ПРОТИВ
-Самый трагичный и безысходный фильм Формана,
-С точки зрения сюжета, фильм не несет в себе никаких откровений. Про то, что инквизиция бессмертна, мы и так знаем.

GOYA’S GHOSTS (2006)
Если вам понравился обзор этого фильма,  то будет душечкой, поставь лайк и
подпишись на мой телеграмм канал https://t.me/GreatBlackShip

25.09.2022
(с) Илья Садчиков

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Стало мне интересно врут ли другие родители своим детям? Вопрос возник не на ...
Каких русских государственных деятелей почитали на Западе? Обычно это были предатели, навредившие России. Фрагмент моей лекции «Удар перестройки» : Скачать: большое видео среднее видео малое видео звук текст «Николай Стариков: А давай ...
Осень радует теплыми деньками. Дома не сидится , хочется гулять.Вот этим мы и займемся и прогуляемся с вами по району Китай-город. ...
"Не делай революцию!" ...
Я еще пользуюсь компьютером, автомобилем и штанами. И прикиньте, мне не пришлось для этого ни покупать автозавод, ни швейную фабрику, ни рассчитывать на то что штаны мне выдаст государство. Более того, мне и еду-то государство не выдает и даже не предлагает, и при том что я не владею ни ...