Говорить или скрывать?
natali_ya — 25.02.2015 Эта тема обсуждалась уже не раз, но всё равно периодически появляется. То в СМИ, то в ЖЖ, теперь вот на Фейсбуке...Пишет врач.
"Больше двадцати лет назад мне пришлось сказать двадцатишестилетней девочке, что у нее неоперабельный рак легких, а химиотерапии он поддается плохо, и что по прогнозу у нее осталось девять месяцев жизни. Я помню эту сцену по секундам, Ее плач, свою дрожь. И с тех пор мне не раз приходилось это говорить. Ужасно.
Но у человека есть право знать. Да, может быть, кто-то рухнет с инфарктом. А для многих это возможность завершить несделанное. Помириться с братом, с которым не разговаривал тридцать лет. Съездить на Мальдивы, о чем всегда мечтал, да руки не доходили. Элементарно - разобраться с завещанием и, наконец, прочитать "Улисса". Вести здоровый образ жизни, вкусно есть и пить, гулять по вечерам, и, кто знает, может, победить статистику и прожить больше, чем она дает.
Вам это дико? Я понимаю. Очень важно еще и найти человеческие слова, Выразить свою эмпатию. Пообещать все необходимые таблетки, чтоб не было боли, чтоб качество жизни оставалось максимально полноценным. Но сказать надо.
Я просто помню письмо, полученное из Кишинева моей бабушкой от Сёмочки, старого друга семьи. Он лежал в Кишиневском онкоцентре с диагнозом "Хронический панкреатит". В онкоцентре-то. С панкреатитом. И я помню фразу из его письма "Врачи говорят, что я поправлюсь, но приговор себе читаю я в их глазах". Неужели это гуманнее - чтоб больной угадывал свой приговор, ежедневно надеясь, разуверяясь, мечтая о панкреатите и падая в бездну ужаса, глядя на табличку "Онкоцентр"?
UPD: Речь идет только о тех случаях, когда делать уже, увы, нечего. С объяснением, что средняя продолжительность в этой стадии не означает, что в конкретном случае это не может быть и больше.
источник
|
</> |