Государев Печатный двор


Одно из самых любимых и родных зданий в Москве. Я сдавала здесь вступительные экзамены в 1989 году, приезжала на коллоквиумы, и конечно, тогда даже не знала об удивительной истории этого здания.

Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ) располагается в этом здании с 1931 года и по настоящее (слава богу) время. Так что студенты и преподаватели имеют возможность наблюдать всё это счастье каждый день.

А остальные могут попасть на экскурсию.
Я вот в результате попала в рамках Дней культурного наследия этой весной, смогла выследить и зарегистрироваться. И на экскурсиях рассказывают конечно же, не о кузнице кадров КГБ (да-да, институт первоначально ковал технических специалистов для этой славной «конторы»), а о первом русском печатном дворе

Попали мы туда не без приключений, я зарегистрировала себя и Диму, очень быстро, на всякий случай. Ожидаемо, Диме это было не очень интересно, а Варвара Дмитриевна соизволили поехать-с.
Но на входе выяснилось, что там всё очень строго и «могут не пустить». А я же знаю, что многие приходят на эти дни культурного наследия без записи, в надежде на... И кому-то везёт. Но здесь вот так, и по паспортам. Но когда я поныла, что смотрите — и паспорт есть, и фамилия та же, только вместо Д.А. приехала В.Д., то нас пустили.

Внутри, кажется, за 33 года ничего не изменилось :) Те же
убогие двери, те же таблички, те же кафедры!

И училась я на документоведении!

Пифоса не было, стопудово!


Когда нас завели сюда для ознакомительного инструктажа, я чуть не зарыдала и не завизжала — Я СДАВАЛА ЗДЕСЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ УСТНУЮ ИСТОРИЮ!!!!

Про это у меня тоже есть прекрасная история из разряда
#меняневзяли — я была очень хорошо готова, но в самом конце
меня внезапно спросили — а о чем нам вчера сказал Михаил Сергеевич
Горбачев в своем выступлении? Я неиллюзорно охуела
изумилась, но поскольку и тогда у меня язык был уже слишком
длинный, дерзко ответила, что телевизор по ночам не смотрю, а
готовлюсь к экзаменам! В общем, получила я вместо 5-ки четверку, и
для поступления на дневное и на факультет информатики, куда я
сдавала, баллов мне не хватило. А на вечернее меня взяли только «по
профилю работы» — на документоведение. Виноват в этом, конечно же,
Михал_Сергеич!

Парты — самое прекрасное :) Я не писала!

Потыкала Варьку в бок, поржала

Народу немного. Тут нам вкрации рассказали об истории здания

Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного. Примерно где-то здесь — в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём.
Зачем вообще нужна типография в стране, до этого-то все книги были привозными? Большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков! Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу.
В 1620 году возвели первое двухэтажное каменное строение. В его помещения перевезли семь типографских станков и переехало 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1626-м пожар уничтожил все деревянные постройки Печатного двора. В 1642—1645 годах архитекторы Трефил Шарутин и Иван Неверов по указу царя Михаила Фёдоровича построили двухэтажный каменный дом, выходящий фасадом на Никольскую улицу. Над воротами располагались УЖЕ ТОГДА!!!! изображения льва и единорога.
Смешное — в народе данная символика была принята за английский герб. Пошла молва, что некогда это здание принадлежало английским послам, но Алексей Михайлович, разозлённый новостью о казни англичанами своего законного короля Карла I, отнял его у них. Однако археолог Василий Румянцев (1822—1897) писал, что единорог как символ единодержавной власти появлялся на печати Ивана Грозного, а лев и единорог встречались на царских гербах, зданиях и тронах. Зачем только? :) Что нам те единороги? Примерно в то же время была создана библиотека, в которой хранились изданные книги.
И вот только, после Московского пожара 1812 года, здесь появилось здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского.
Архитекторы взяли мотивы европейской готики, при этом построив фасад по законам классицизма. В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену — их можно увидеть на Никольской), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укреплённые над порталами здания), эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне). Возведение здания типографии было завершено только в 1814-м.
В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931-го — Историко-архивный институт (РГГУ).

Сейчас в институте самая старая деталь, которую можно осмотреть во время экскурсии — это лестница на второй этаж. Первые 4 ступеньки — самые правильные, остальные уже новодел :(

А мы проходим насквозь тот корпус Синодальной типографии, который стоит на первой линии Никольской улицы и выходим во внутренний дворик

Тут кагбе древнерусский Теремок. Но!

Это сказочное «древнерусское» крыльцо — тоже относительно новое. Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—1875 годах архитектор Николай Артлебен. По его проекту была реконструирована Правильная палата (Теремок) и возведено новое шатровое крыльцо. Над росписью интерьеров работали палехские мастера.


Когда-то крыльцо было «развёрнуто» во двор, сейчас его прилепили к стене, так стало больше места, но....


Внутри Теремка сказочно! Печи сохранились, про росписи уже не помню, кажется, они были просто забелены, так что оставалось расчистить

КрОсивое!

Львы, единороги и двуглавые орлы в ассортименте :)

Второе помещение напротив

Тут на потолке знаки Зодиака

И вот такая «памятная доска»


Здесь сказочные птицы, в том числе индюки.

Традиционно расчищен совсем старый кусочек росписи


И наконец мы идём в самую старую часть Печатного двора 0_0

Подземные части Теремка датируются концом XV века, что позволяет говорить о подвале, как об одном из древнейших сооружений Москвы.

Тут дикий холод! И я тут же ВСПОМНИЛА, что в эти корпуса мы ходили на лабы по таким важным в 1990-м году предметам, как кинофотофонодокументирование и оргтехника. У нас был отдельный предмет «Оргтехника» :)))) В вузе!!!! И нам тогда тоже было очень холодно!


Именно тут располагались печатные станки

и можно попробовать поискать библиотеку Ивана Грозного


Подвалы еще раскапывать и раскапывать

Но вот это — совершенно точно древнейшая сохранившаяся часть Китай-городской стены 0_0

Смотреть можно, руками трогать нельзя


И мы выходим на верх.. и попадаем на единственный сохранившийся участок стены Китай-города.

То, что недавно «построили» у парка Зарядье — типа тоже оно, но вы же понимаете :)

Эту стену, если знать, куда смотреть, можно увидеть снизу, с Театральной площади

И здесь нас внезапно настиг мастер-класс 0_0

Как хорошо уметь читать.. и писать! Можно получать жалование в 100 раз больше, чем те, кто не.

Глаголица это вообще ужас-ужас по-моему 0_0

Но мы отважно пишем на кирилице

Холоптвойленкамагалясчеломбьетпотвоемугосударьемувелениюнапечатномдворебылиграмотеобучался! Аминь!


Там еще много интересного, места дофига, можно и до Кремля, видимо, дойти, если не застрелят раньше

Какая-то мексиканская выставка, сюда мы уже просто засунули нос, когда нас гнали стайкой к выходу


Плакат фонда исследования проблем демократии тут же

Вот вид с Театральной — голубое здание слева это оно, корпуса РГГУ, сам Теремок. Там мы и были.

Прекрасная экскурсия! На самом деле их водят и за деньги, то есть дорожка туда протоптана, но у меня получилось сходить в альма-матер, как раньше :)