Государев Печатный двор
glukovarenik — 09.08.2022Одно из самых любимых и родных зданий в Москве. Я сдавала здесь вступительные экзамены в 1989 году, приезжала на коллоквиумы, и конечно, тогда даже не знала об удивительной истории этого здания.
Московский государственный историко-архивный институт (МГИАИ) располагается в этом здании с 1931 года и по настоящее (слава богу) время. Так что студенты и преподаватели имеют возможность наблюдать всё это счастье каждый день.
А остальные могут попасть на экскурсию.
Я вот в результате попала в рамках Дней культурного наследия этой весной, смогла выследить и зарегистрироваться. И на экскурсиях рассказывают конечно же, не о кузнице кадров КГБ (да-да, институт первоначально ковал технических специалистов для этой славной «конторы»), а о первом русском печатном дворе
Попали мы туда не без приключений, я зарегистрировала себя и Диму, очень быстро, на всякий случай. Ожидаемо, Диме это было не очень интересно, а Варвара Дмитриевна соизволили поехать-с.
Но на входе выяснилось, что там всё очень строго и «могут не пустить». А я же знаю, что многие приходят на эти дни культурного наследия без записи, в надежде на... И кому-то везёт. Но здесь вот так, и по паспортам. Но когда я поныла, что смотрите — и паспорт есть, и фамилия та же, только вместо Д.А. приехала В.Д., то нас пустили.
Внутри, кажется, за 33 года ничего не изменилось :) Те же
убогие двери, те же таблички, те же кафедры!
И училась я на документоведении!
Пифоса не было, стопудово!
Когда нас завели сюда для ознакомительного инструктажа, я чуть не зарыдала и не завизжала — Я СДАВАЛА ЗДЕСЬ ВСТУПИТЕЛЬНУЮ УСТНУЮ ИСТОРИЮ!!!!
Про это у меня тоже есть прекрасная история из разряда
#меняневзяли — я была очень хорошо готова, но в самом конце
меня внезапно спросили — а о чем нам вчера сказал Михаил Сергеевич
Горбачев в своем выступлении? Я неиллюзорно охуела
изумилась, но поскольку и тогда у меня язык был уже слишком
длинный, дерзко ответила, что телевизор по ночам не смотрю, а
готовлюсь к экзаменам! В общем, получила я вместо 5-ки четверку, и
для поступления на дневное и на факультет информатики, куда я
сдавала, баллов мне не хватило. А на вечернее меня взяли только «по
профилю работы» — на документоведение. Виноват в этом, конечно же,
Михал_Сергеич!
Парты — самое прекрасное :) Я не писала!
Потыкала Варьку в бок, поржала
Народу немного. Тут нам вкрации рассказали об истории здания
Первая русская типография была основана в 1553 году по указу Ивана Грозного. Примерно где-то здесь — в Китай-городе по соседству с Николо-Греческим монастырём.
Зачем вообще нужна типография в стране, до этого-то все книги были привозными? Большое количество ошибок в рукописных книгах для богослужения по вине неграмотных переписчиков! Подобные погрешности вели к разночтениям в текстах, ереси и возможному расколу.
В 1620 году возвели первое двухэтажное каменное строение. В его помещения перевезли семь типографских станков и переехало 80 работников типографии из Дворцовой палаты Кремля. В 1626-м пожар уничтожил все деревянные постройки Печатного двора. В 1642—1645 годах архитекторы Трефил Шарутин и Иван Неверов по указу царя Михаила Фёдоровича построили двухэтажный каменный дом, выходящий фасадом на Никольскую улицу. Над воротами располагались УЖЕ ТОГДА!!!! изображения льва и единорога.
Смешное — в народе данная символика была принята за английский герб. Пошла молва, что некогда это здание принадлежало английским послам, но Алексей Михайлович, разозлённый новостью о казни англичанами своего законного короля Карла I, отнял его у них. Однако археолог Василий Румянцев (1822—1897) писал, что единорог как символ единодержавной власти появлялся на печати Ивана Грозного, а лев и единорог встречались на царских гербах, зданиях и тронах. Зачем только? :) Что нам те единороги? Примерно в то же время была создана библиотека, в которой хранились изданные книги.
И вот только, после Московского пожара 1812 года, здесь появилось здание Синодальной типографии по проекту архитекторов Алексея Бакарева и Ивана Мироновского.
Архитекторы взяли мотивы европейской готики, при этом построив фасад по законам классицизма. В структуру нового здания были добавлены подлинные исторические детали (две потемневшие каменные плиты со старинными надписями, вмурованные в фасадную стену — их можно увидеть на Никольской), а также элементы, воссоздающие те, что были утрачены в сгоревших палатах. Среди них знаменитые солнечные часы (укреплённые над порталами здания), эмблема печатного двора — рельефные фигуры льва и единорога (в центральной части фасада) и герб России (во фронтоне). Возведение здания типографии было завершено только в 1814-м.
В 1917 году Синодальная типография была закрыта, в её стенах разместились советские архивные учреждения, а с 1931-го — Историко-архивный институт (РГГУ).
Сейчас в институте самая старая деталь, которую можно осмотреть во время экскурсии — это лестница на второй этаж. Первые 4 ступеньки — самые правильные, остальные уже новодел :(
А мы проходим насквозь тот корпус Синодальной типографии, который стоит на первой линии Никольской улицы и выходим во внутренний дворик
Тут кагбе древнерусский Теремок. Но!
Это сказочное «древнерусское» крыльцо — тоже относительно новое. Переделку палат у Китайгородской стены произвёл в 1872—1875 годах архитектор Николай Артлебен. По его проекту была реконструирована Правильная палата (Теремок) и возведено новое шатровое крыльцо. Над росписью интерьеров работали палехские мастера.
Когда-то крыльцо было «развёрнуто» во двор, сейчас его прилепили к стене, так стало больше места, но....
Внутри Теремка сказочно! Печи сохранились, про росписи уже не помню, кажется, они были просто забелены, так что оставалось расчистить
КрОсивое!
Львы, единороги и двуглавые орлы в ассортименте :)
Второе помещение напротив
Тут на потолке знаки Зодиака
И вот такая «памятная доска»
Здесь сказочные птицы, в том числе индюки.
Традиционно расчищен совсем старый кусочек росписи
И наконец мы идём в самую старую часть Печатного двора 0_0
Подземные части Теремка датируются концом XV века, что позволяет говорить о подвале, как об одном из древнейших сооружений Москвы.
Тут дикий холод! И я тут же ВСПОМНИЛА, что в эти корпуса мы ходили на лабы по таким важным в 1990-м году предметам, как кинофотофонодокументирование и оргтехника. У нас был отдельный предмет «Оргтехника» :)))) В вузе!!!! И нам тогда тоже было очень холодно!
Именно тут располагались печатные станки
и можно попробовать поискать библиотеку Ивана Грозного
Подвалы еще раскапывать и раскапывать
Но вот это — совершенно точно древнейшая сохранившаяся часть Китай-городской стены 0_0
Смотреть можно, руками трогать нельзя
И мы выходим на верх.. и попадаем на единственный сохранившийся участок стены Китай-города.
То, что недавно «построили» у парка Зарядье — типа тоже оно, но вы же понимаете :)
Эту стену, если знать, куда смотреть, можно увидеть снизу, с Театральной площади
И здесь нас внезапно настиг мастер-класс 0_0
Как хорошо уметь читать.. и писать! Можно получать жалование в 100 раз больше, чем те, кто не.
Глаголица это вообще ужас-ужас по-моему 0_0
Но мы отважно пишем на кирилице
Холоптвойленкамагалясчеломбьетпотвоемугосударьемувелениюнапечатномдворебылиграмотеобучался! Аминь!
Там еще много интересного, места дофига, можно и до Кремля, видимо, дойти, если не застрелят раньше
Какая-то мексиканская выставка, сюда мы уже просто засунули нос, когда нас гнали стайкой к выходу
Плакат фонда исследования проблем демократии тут же
Вот вид с Театральной — голубое здание слева это оно, корпуса РГГУ, сам Теремок. Там мы и были.
Прекрасная экскурсия! На самом деле их водят и за деньги, то есть дорожка туда протоптана, но у меня получилось сходить в альма-матер, как раньше :)