"Горячая" или "холодная" чеканка римских монет?
shlomo-zimerman — 01.04.2025
До сих пор процесс изготовления, который римляне использовали для производства различных монет, является спорным вопросом. Возможно, это потому что производство каждого материала для монет могло быть разным.
До сих пор мы знаем о двух методах изготовления монет в Римской империи: чеканка и литье без чеканки. Но с точки зрения производства больших партий чеканка была преобладающей процедурой. Примером огромного количества необходимых монет может служить жалованье легионера, который, например, в период Августа зарабатывал 10 ассов в день. Это число возрастает примерно до 18 в день при Домициане и даже до 27 при Каракалле. Что касается большой армии, становится понятным большое количество требуемых монет. Однако находки инструментов для изготовления римских монет редки. По соображениям безопасности штемпели уничтожались или переплавлялись, когда монетный двор закрывался, чтобы избежать несанкционированного использования или производства фальшивых денег. Несколько обнаруженных штемпелей для чеканки избежали обычной утилизации или даже использовались для подделок.
Обычно штемпели изготавливались из твердой бронзы. Были найдены некоторые штемпели из железа или закаленной стали поздней римской эпохи. Блюмнер (1886) предполагает, что закаленную сталь можно исключить, особенно в раннюю римскую эпоху, поскольку высокий уровень износа, как у бронзовых штемпелей, вынуждал использовать несколько различных штемпелей, что приводило к немного отличающимся дизайнам лицевой стороны. Штемпели из закаленной стали не показывали бы такого высокого уровня износа и, таким образом, могли использоваться для обработки многих монет без проблем с износом. Как следствие, среди найденных штемпелей преобладают бронзовые. Основная часть штемпелей отливалась в заготовках. Рисунок обрабатывался пуансоном и резцом до достижения желаемой точности. В качестве альтернативы штемпели подвергались горячей ковке с использованием патрикса (patrix) из того же материала, что и фактический штемпель. Ручная переделка также была необходима в этом процессе. Кованные штемпели обладали более высокой твердостью по сравнению с литыми и, следовательно, были более устойчивы к износу. По данным Moesta и Franke (1995), с помощью одного штемпеля можно создать от 3000 до 10 000 монет. Füeg (1997) даже оценивает количество в 15 000 денариев. Однако многие штемпели выходят из стоя гораздо раньше.
Одним из наиболее обсуждаемых вопросов, касающихся древней чеканки, является температура процесса. В частности, различаются и обсуждаются «горячая» и «холодная» чеканка. Куарг (2007) суммирует причины как «горячей», так и «холодной» чеканки. С одной стороны, высокие рельефы монет и иллюстрации, показывающие рабочих с плоскогубцами, требуют «горячего» процесса; с другой стороны, филигранные структуры без поверхностной чешуи, такие как на чеканных монетах, изготавливаются только в «холодных» условиях. Что касается сестерциев из бронзы и латуни, Хаммер и Клемм (1979) рассматривают «холодную» чеканку термообработанных заготовок монет. Напротив, например, Меткалф (2012) или Мединг (2006) настаивают на «горячем» процессе чеканки и заявляют, что только в «горячих» условиях можно использовать бронзовые штемпели для обработки меди, бронзы или латуни. Нойссель (2009) проанализировал точность различных деталей на сестерциях при различных температурах и пришел к выводу о «горячем» процессе чеканки. Для номиналов монет асс и квадранс эксперименты не дали никаких результатов. Аналогично, исследования Хаммера (2011) не привели к новой информации. Целью данной работы является анализ древних римских монет вместе с недавно изготовленными монетами с использованием определенной экспериментальной установки для контроля соответствующих параметров процесса.
Экспериментальная нумизматика стала субдисциплиной как нумизматики, так и экспериментальной археологии. В этой работе подход экспериментальной нумизматики используется для внесения вклада в тему исторической чеканки монет с особым акцентом на условиях процесса, в частности, для римских медных монет. Представлена экспериментальная процедура, которая способна имитировать процесс чеканки в изменяемых и контролируемых условиях. Подход применим к произвольному сырью для изготовления монет. Для изготовленных тестовых образцов проводятся металлографические анализы и сравнение с историческими монетами, что позволяет сделать выводы о процессе чеканки монет, использовавшемся в то время, и процедуре изготовления.

Итоги
Проведенные эксперименты для тестовых образцов позволяют провести целенаправленный анализ микроструктуры металлов для различных начальных температурных уровней. Следовательно, каждая микроструктура может быть отнесена к определенному процессу чеканки. Принимая во внимание результаты экспериментальной оценки тестовых образцов, микроструктуру римских монет можно интерпретировать, как подкрепленную надежными результатами. Поздние римские монеты AE показывают характерную рекристаллизационную микроструктуру. Мелкие, равноосные зерна, образование рекристаллизационных двойников и глобулярные оксидные включения присутствуют в зависимости от того, есть ли на монетах патина или нет. По сравнению с различными обработанными тестовыми образцами микроструктура поздних римских монет AE четко указывает на начальную температуру заготовки монеты выше температуры рекристаллизации. Что касается классификации процесса чеканки, можно предположить «горячие» условия чеканки. Дупондии содержат равноосную микроструктуру с более крупными зернами по сравнению с поздними римскими монетами AE. Рекристаллизационные двойники существуют, а также выровненный серовато-голубой оксид, что снова указывает на «горячий» процесс чеканки.
В качестве заключения.
Проведенные эксперименты в сочетании с металлографическим анализом двух видов римских монет указывают на «горячий» процесс чеканки. Дальнейшее исследование должно быть сосредоточено на дополнительном анализе с измерениями силы и оценками дизайна лицевой стороны, чтобы внести дальнейший вклад в предмет изучения.
|
|
</> |
Курсы повышения квалификации педагогов: новые подходы и цифровые технологии
Мне не страшны холода, я закончила лоскутное одеяло
Сезон цветения
Острый на язык
Когда за окном осень: как сохранить физическую активность и не закиснуть дома
"Дракула: Цена вечности", или Совершенно осенний спектакль
Как кредиторы забирали у инвалида единственное авто
Сказки без прикрас-1
Играем воскресным разумом

