Городская трамвайная электростанция
dedushkin1 — 12.01.2013Фото конца 1900-х гг. Вид на Берсеневскую набережную и Городскую трамвайную электростанцию из-за Москва-реки. Храм справа - Николы на Берсеневке.
На всякий случай: Дом на набережной (в то время ещё, естественно, не существующий, будет построен слева, фактически за обрезом снимка).
Фото 1913 г. П. П. Павлова. Вид через Водоотводный канал.
Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог
В самом конце 19 века в Москву пришёл трамвай. В 1895 году Городская Дума признала, что электрические трамваи безусловно нужны, но при этом они «должны составлять особое городское предприятие, а устройство их и экономическая деятельность должны производиться за счет и мерами городского общественного самоуправления». Пришлось выкупать имущество частных конно-железных дорог – предтеч трамвая. Процедура выкупа затянулась аж до 1908 года, но уже в 1899 году в Москве появился первый трамвай. За 1898 год «Общество русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске» построило первую, фактически опытную, линию трамвая от Бутырской заставы до Петровского парка. В феврале 1899 года комиссия городской думы во главе с обер-полицмейстером Д. Ф. Треповым провела испытания нового транспорта. Трамвай разгоняли до немыслимой скорости... 25 верст в час, резко тормозили, испытывали оборудование во всех режимах.
Фото 1899 г. Снимок из Приложения к "Московскому листку".
"Вчера, 3 августа (1899 г.), происходило торжество закладки рельсовых путей городского электрического трамвая. В 12 часов дня на Александровской площади (ныне пл. Борьбы), в особо сооруженном шатре, декорированном флагами и растениями, было совершено молебствие в присутствии московского городского головы князя В. М. Голицына, строителя городского электрического трамвая инженера А. Л. Линева, члена городской управы и управляющего городскими железными дорогами Н. Ф. Кондрашева, председателя высочайше утвержденной комиссии по устройству в Москве водопровода и канализации И. Ф. Рерберга, московского обер-полицмейстера генерал-майора Д. Ф. Трепова, гласных Думы, приглашенных и рабочих.
После молебствия присутствовавшие лица осматривали проложенный уже на Александровской площади на небольшом протяжении рельсовый путь городского трамвая..."
В 1899 году состоялось торжественное открытие: после молебна первый трамвай отправился в свой первый рабочий рейс к Петровскому парку. Первое время ток подавался с Раушской электростанции, принадлежавшей «Обществу электрического освещения 1886 года», но было принято решение построить казённую электростанцию, тем более что сеть трамвайных путей стремительно разрасталась. Место для станции выбиралось очень тщательно. Первоначально выбор пал на Симонову слободу. Но окончательное решение оказалось в пользу Верхних Садовников. Очень уж удобное место! Москва-река, Водоотводный канал, а значит удобный подвоз топлива; в избытке вода, требовавшаяся в большом количестве котлам будущей станции. Тем более, недалеко от Театральной площади, на которую в то время пала основная нагрузка всей московской трамвайной сети, а, следовательно, существенная экономия расхода кабеля. Лучшее место и представить сложно.
Фото 1910-х гг.
Пришлось только отрезать часть земли у Винно-Соляного двора, а именно на части его территории, на берегу Канавы (Водоотводного канала), и была заложена 25 сентября 1904 года Центральная Электрическая Станция Московских городских железных дорог.
Фото 1904 г.
Общая проектируемая мощность станции составляла не менее 15 тысяч киловатт. Строительство велось по проекту архитектора В. Н. Башкирова при участии знаменитого инженера В. Г. Шухова. Пока станцию строили, ток для трамваев производила построенная здесь же неподалёку временная станция, впоследствии разобранная. Пуск первой очереди станции произошёл в торжественной обстановке, в присутствии городского головы Н. И. Гучкова 2 февраля 1907 года.
Фото 1907 г. из архива Музея истории Меценатства и благотворительности.
В огромной котельной ЦЭС заработали восемь водотрубных паровых котлов «Фицнер-Гампер», в машинном зале — два паровых турбогенератора «Броун-Бовери».
Фото 1910-х гг. Внутренний вид электростанции.
К этому времени почти треть всей производимой в Москве электроэнергии потребляло трамвайное хозяйство.
Фото 1910 г. После пожара на электростанции 31 мая 1910 года.
Последствия пожара были ликвидированы в течении нескольких месяцев.
Архитектуру станции попытались композиционно увязать с Кремлём. Венчали её четыре высокие (64 м. каждая) кирпичные трубы. Украшением являлась красивая башенка с часами, напоминающая Спасскую башню Кремля.
Фото 1930-х гг. Слева - та самая башенка электростанции. По центру - кинотеатр "Ударник".
К сожалению, в последующие годы шатёр башни и часы были утрачены. И трубы уже, конечно, другие.
Станция действует и поныне. Она принадлежит ОАО «Мосэнерго» и носит официальное название МГЭС-2, «Трамвайная».
|
</> |