Город и деревня в РИ 19 в.

топ 100 блогов apxiv02.02.2017

В продолжение поста Насколько нужны были крестьянам городские товары? (напомню что речь шла о Российской империи 19 века) выношу оттуда ветку дискуссии:

ddizel14 1 февраля 2017, 21:07:34
Я в самом первом комментарии обозначил, что имею сомнения, можно ли считать соль городским товаром.
Вероятно, можно.
Город контролирует логистику через концентрацию капитала, транспортные и перевалочные узлы, склады.
Прямых поставок солеварня - деревня, наверно, не существовало.
Или очень мало. Деревни рядом с солевыми промыслами.
Для крестьянина соль - товар из города.
Товар необходимый. Дорогой и расходуемый.
Поскольку дорогой - запасы сделать затруднительно.
Поскольку расходуемый - не получится продержаться пару лет без взаимодействия с городом.
Один из ключевых товаров.
А может, фигня это всё.
Не поставками товаров город влияет на деревню.
apxiv 1 февраля 2017, 21:38:59
Позволю себе вмешаться в вашу беседу. Соль действительно важнейший городской товар для деревни.
/Не поставками товаров город влияет на деревню/ - это важно для понимания соотношения экономических и внеэкономических стимулов в определенные периоды.
Доступность соли для крестьян надо оценивать в зависимости от ее текущей цены и общего доступного объема поставок (солидную часть забирали химпром и всякие промыслы типа рыболовства).
Цена резко упала если не ошибаюсь в начале 1880-х в 2-4 раза (по разным регионам) в связи с отменой акциза на соль и освоением Баскунчака, от которого построили ж/д ветку к речному порту Владимировка (там сейчас тот самый космодром Капустин Яр :)
Не могу оценить насколько доступна была соль для крестьян до 1880-х, когда она стоила вплоть до рубля за пуд, надо знать цены на реализуемую ими продукцию.
ddizel14 1 февраля 2017, 23:06:37
я бы соль в список внёс.
Тем более, что список этот краток до неприличия:
- изделия из железа( ножи, топоры, пилы, лопаты, буравы, гвозди, лезвия рубанков, сошники, косы, серпы, ухваты, кочерги)
- гончарная продукция
-медная лужёная посуда
- чугунки
- продукция бочарная
---------------------------------
предметы роскоши:
- самовары
-гармошки
- кожаная обувь
- фабричные ткани ( 19-й век, наверно, покупались деревенскими " побогаче" ).
- головные уборы ( на фото картузы и шляпы всякие попадаются)
----------------------------------
продвинутые средства производства к концу 19 века:
- жернова для мельниц
-сепараторы молочные ( маслобойки)
- средства механизации на конной тяге ( сеялки, косилки, молотилки, плуги, бороны).
---------------------------
спички
мыло
гребешки
зеркальца
иконы, лампадки.
стеклянная посуда

пожалуй, вот и весь список. Где-то раньше, где-то позже эти товары поступали из города в деревню.
Что-то не тянет на полноценные товарные отношения.
bgrusnak 2 февраля 2017, 10:32:30

Бочарную (точнее бондарную) продукцию я бы выкинул, как и маслобойки - точнее, маслобойки в селе - это бондарный продукт.
И как любые вещи, делаемые из дерева, в селе делаются дешевле.
То же мыло варили сами - из щелока (продукт промывки золы) и жира.
По всему остальному списку соглашусь.
Можно еще добавить сахар и дешевые сладости, но товаропоток этого товара в деревню был мизерным, если не считать барские заготовки.
Еще надо добавить свечи, керосин и лампы

ddizel14 2 февраля 2017, 12:36:42

я согласен.
Тогда получается, что нет взаимного товаропотока.
Товарная зависимость деревни 19 века от города ничтожна.
Грядут очень странные выводы, если в этом направлении копать.

apxiv 2 февраля 2017, 22:36:40

Можно хоть как-то намекнуть насчет "очень странных выводов"?

ddizel14 2 февраля 2017, 23:21:28

намекнуть насчет "очень странных выводов"?
выводы такие:
1. Поскольку город не давал деревне практически ничего, то город паразитировал на деревне.
2. Основной товар. поставляемый городом деревне - "ослабление ультранасилия в обмен на ресурсы". Обычные формы насилия сохранялись.
3. Выглядит это всё как результат оккупации. Чему немало подтверждений, например, отличный от туземцев язык дворянства.
4. Итого - мы, потомки "чурок завоёванных".
5. Мало этого неприятного известия, так мы еще и чурки, полностью принявшие понятия завоевателей. Коллаборационисты, блин.
6. Абидна, да?

apxiv 2 февраля 2017, 23:31:43

По п.п. 1-2 напомню положения ЛТЦ о взаимоотношениях "города"-цивилизации-колонизации и "деревни"-натурального хозяйства аборигенов. Постоянно пишу о паразитизме города на деревне, но только недавно дошло что не доходит, надо на пальцах разъяснять.
П. 3 - применительно к РИ - логика основания Петербурга (надеюсь читали)
П.п. 4-6 ИМХО ненужные эмоции самоуничижения. Важно понимать кем мы были тогда и кем мы стали сейчас, то есть осознавать все то, благодаря чему мы несмотря ни на что...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем украинцам, кто хотел в ЕС и НАТО посвящается: (фото: Яндекс Картинки) Вы наверняка слышали браваду Геббельса Арестовича, который сегодня отвечает за украинскую пропаганду. Нужно отдать должное, что он очень чётко следует стратегии большой лжи (самая действенная ...
Один из столпов бедности, — бедности отдельных людей или бедности целых народов, — заключается в проедании собственного будущего. Помните советский анекдот про выращивание картошки в тундре? Американец, немец и чукча хвастаются успехами в сельском хозяйстве. Немец: мы сажаем ...
Но не до такой же степени! Мне кажется, теперь уже все днища пробиты по всем направлениям - от затраченных сумм, до того как и на что именно они потрачены. Сука, итальянский эксклюзивный ершик для унитаза с держателем туалетной бумаги за 150 тыс., итальянская эксклюзивная мебель и ...
президентский срок, если оправдает надежды людей, избирателей. Как и обещал, продолжаю оказывать свою скромную помощь Екатерине Дунцовой тем, что размещаю ее перепосты у себя. Цель ...
Патриотизм звездной семьи категорически не выдерживает испытаний? В средства массовой информации попала информация о том, что старший сын известной певицы Валерии Артемий может в скором будущем примерить военную форму. Нет-нет! Он не будет прикрывать союзников России на армяно-турецкой ...