"Горький апельсин", который действительно оказался не слишком съедобным
sketchschool — 12.07.2023Сегодня у нас среда, и я буду рассказывать об очередной прочитанной книге. На этот раз британская писательница Клэр Фуллер снабдила меня историей со многообещающим названием.
Начинается все с того, что некая умирающая дама, прикованная к кровати, довольно неохотно рассказывает священнику свою историю, попутно вспоминая, как дело было. И тут даже не совсем понятно, какую часть она ему рассказывает, а какая останется только у нее в голове.
Великобритания. Конец 60-х. Богатый американец покупает заброшенное британское поместье, реквизированное в годы войны под нужды армии. Дом в удручающем состоянии, повсюду сыплется штукатурка. Сад заброшен. Однако, даже при полном запустении в подобным поместьях встречаются настоящие жемчужины: палладианские мостики, садовая скульптура, какие-то предметы обихода. Богатый американец нанимает двух специалистов, мужчину и женщину, чтобы те разобрались с описью и посмотрели, что можно было бы удачно продать. Мужчина, специалист по антиквариату, приезжает со своей спутницей. Женщина, одинокая старая дева, эксперт по садовой архитектуре, недавно освободилась от ухода за умирающей матерью. И, как вы понимаете, в итоге получается треугольник, состоящий из по-своему несчастных людей.
Затравочка, по сути, довольно многообещающая. Тут и очаровательная на первый взгляд пара со своими закидонами, и старый дом, в котором обнаруживается целый музей, чудом уцелевший от разграбления, и некий намек на мистику. Многие в рецензиях писали о том, что герои только и делают, что едят большую часть книги. Но мне кажется, что через это Клэр Фуллер пыталась показать ту самую жизнь взаймы, когда своя ужасно скучна. А тут никем не считанное вино, предметы искусства и антикварная мебель, которых нет в описи. Слишком много соблазнов и для одинокой старой девы, и для небогатого торговца антиквариатом, и для его неуравновешенной спутницы. Все они живут не по средствам. Сама атмосфера располагает к трагедии...
Я бы не сказала, что роман прямо силен, как литературное произведение, однако в кинематографичности я бы ему не отказала. По нему получился бы красивый фильм часа на полтора. Лет 10 назад я бы выбрала для главных ролей Оливию Колман, Хью Гранта и Киру Найтли. Хотя, возможно, я бы и сейчас взяла их же.