рейтинг блогов

Горькая правда о привязанности 1

топ 100 блогов ru_psiholog15.09.2013 Home truths about attachment

© Бермант-Полякова О.В., 2013

1
Родительские нервы, как известно, не железные. А какие? Почему у одних родителей хватает сил и терпения растить детей, а другие не знают, что им делать? Начнём с того, что различия между ребёнком и взрослым известны в любом человеческом обществе, но то, как обходились с детьми тысячелетие назад, вызывает сейчас справедливое негодование. Чем дальше мы углубляемся в историю, тем меньше заботы о детях там находим.

Историк Ллойд де Моз описал основные стили отношений взрослого к ребёнку в европейской истории. Он назвал их по самой шокирующей черте этих отношений. В античности (до IV века н.э.) преобладал детоубийственный стиль. Большинство родителей в ту эпоху считало, что может распоряжаться потомством, как любым другим имуществом. Ненужных младенцев топили, бросали в безлюдном месте, чтобы избавиться от лишних забот или едоков. Лишь в 347 г. по настоянию христианской церкви в Римской империи был принят закон, запрещавший детоубийство. В двадцать первом веке таких родителей охарактеризовали бы как "дезорганизованно привязанных" к своему потомству.

В последующие десять веков в Европе распространился другой стиль –изгоняющий. Родители избавлялись от детей, освобождая себя от лишних забот. Ребёнка отправляли с глаз долой, в прислуги, в подмастерья, в пажи. Такая практика продолжалась около тысячелетия. В двадцать первом веке таких родителей охарактеризовали бы как "тревожно-избегающих" привязанности к своим детям.

Начиная с XIV века возобладала другая доктрина. Детей начали воспитывать, но способы воспитания и наставления их на праведный путь наводят современного человека на мысль о пытках. Дети в эпоху средневековья воспринимаются как дьявольские отродья. Христианство призывало наказывать маленьких детей, чтобы обуздать их гордыню. Такое отношение, по Л. Демозу, делало для некоторых борьбу с авторитетом центральной жизненной задачей. В двадцать первом веке таких родителей охарактеризовали бы как "тревожно-амбивалентных" по отношению к детям.

В XIX на смену воспитательной доктрине пришла формирующая. В соответствии с распространёнными в нашу эпоху взглядами, характер ребёнка «лепят» согласно идеалу человека, принятому в общественном сознании. Детей наказывают, читают им нотации и дают назидания, руководствуясь добрыми чувствами и благими намерениями. Двадцать первый век предписывает родителю быть "безопасно" привязанным по отношению к детям.
Слова в кавычках в психологической литературе на английском языке, посвящённой теме привязанности взрослых, далее употребляются как слова-эмблемы: disorganized, dismissal, preoccupied, secure.

В эссе 2003 года "Из чего сделаны родительские нервы?" мне приходилось писать о том, что "культурно-исторический контекст пронизывает наше сознание, но мы не всегда задумываемся об этом". Сегодня мне хочется поговорить подробнее о культурном контексте как следствии того, что четыре паттерна привязанности генетически предопределены и из поколения в поколение сохраняются в популяции.

Возьмём для иллюстрации сакраментальный образ американского миллионера, посылающего своего ребёнка на улицу торговать газетами. Каждый родитель в общем и целом одобряет стремление развивать в подростке самостоятельность, но негодует по совершенно различным поводам. Одни видят в таком родителе «детоубийцу» , они возражают против лишения ребёнка радостей беззаботного детства. Другие расценивают такого отца как «гонителя», они протестуют против отказа ребёнку в социальном статусе богатого наследника. Третьих возмущает родительская «суровость» и решение послать ребёнка именно на улицу. Четвёртые задают вопрос, интересно ли самому подростку торговать газетами, спросили ли его, чем именно ему хочется заниматься в свободное время, ведь в наши дни принято придерживаться доктрины «садовник, формирующий растение», и развивать задатки и склонности ребёнка.
Мы живём в потоке истории и культуры, и было бы наивным думать, что родительские нервы сделаны по одному, самому модному, образцу. Интересно, а что подумали о решении папы-миллионера вы? – спрашивала я в эссе 2003 года.

Как ваши размышления соотносятся с вашим собственным паттерном привязанности к детям? – задаю вопрос в 2013-м.

Дополнительно можно почитать:
Ллойд ДеМоз. Психоистория. Перевод А. Шкуратова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

Маковский В.М. \\Свидание\\ 1883 год
В.Е. Маковский "Свидание" 1883 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда кто-то говорит о характере безразличия у природы, он, очевидно, никогда не слышал о золотистом ретривере, который взял под воспитания выводок брошенных кроликов, или например курицу и гуся, которые вместе воспитывали стаю утят. Конечно, чаще всего усыновление происходит в дикой ...
Кто круассаны ест половинками, тот я. Серия фотографий DIOR для Paper City Magazine Фотограф Fernando Rodriguez Модель Rachel Allison ...
Внезапно, после строгой конспирации в течение нескольких дней, журналистам показали что находится в грузовиках, идущих в Украину Сама ситуация получилась довольно странной - сначала военные КАМАЗы были за ночь перекрашены в белый цвет, потом с них пропали военные номера. Чуть позже ном ...
Напел мне Сквозняк буриме, сплетая сюжет-макраме (по заданию likynia "дня самоуправления"): Большой теплоход, похожий на торт Украсил ещё не проснувшийся порт. Геннадий хотел взять напару глинтвейн - Людмила испить пожелала портвейн. В молчании ели, холодное солнце Взошло и уже ...
Вчера с товарищем plazmodij смотрели футбол в гостях у rodeons . Дабы поддержать дух болельщиков обеих сторон перед ответным поединком, выкладываю гимны России и Словении в весьма свободном переложении словенской группы Laibach. БОНУС ...