Горе от ума одинокого мыслителя
evgeniirudnyi — 04.01.2024 Философы любят поставить неразрешимую проблему, а потом заняться ее решением. При этом задача ставится исходя из априорных соображений, то есть, исходя из определенной философской позиции, но эта позиция выдается как нечто само собой разумеющееся. В качестве примера приведу пару цитат из книги неокантианца А. И. Введенского 'О пределах и признаках воодушевления' (1892, Введение):'вследствие некоторых особенностей в деятельности нашего познания ни одно объективно наблюдаемое явление не может служить признаком одушевления, так что душевная жизнь не имеет никаких объективных признаков; поэтому если мы будем ограничиваться одними данными внутреннего и внешнего опыта, воздерживаясь при их обсуждении от всяких метафизических предпосылок (как материалистических, так и спиритуалистических), то нельзя будет с достоверностью решить вопрос о пределах одушевления, последнее позволительно всюду и допускать, и отрицать (употребляя то или другое предположение в смысле регулятивного принципа), смотря по тому, что окажется более удобным для расширения нашего познания.'
'Что же касается до нашего главного вывода — отсутствия объективных признаков одушевления, то и он не представляет ничего странного, по крайней мере, ничего неожиданного: он уже подготовлен и почти сполна высказан в развитии критической философии.'
Иногда неплохо посомневаться; вопрос только в том, можно ли в рамках такой критической философии убедить себя в объективном существовании стола, за которым сидишь.
Воображаемая точка зрения от первого лица
|
</> |