Горбатый грач

топ 100 блогов vikond6510.08.2025 Горбатый грач 2.Su-25UB-VVS-SSSR.-.jpg

Ровно 40 лет назад, 10 августа 1985 года, с испытательного аэродрома Улан-удэнского авиазавода впервые поднялся в воздух Су-25УБ — двухместная учебно-боевая модификация знаменитого штурмовика Су-25 "Грач". Этот самолет предназначался для обучения, тренировки и проверки летного мастерства пилотов "грачей", но при этом он сохранил защищенность и все боевые возможности одноместной машины, обладая способностью наносить столь же эффективные бомбо-штурмовые удары.

В 1986 году Су-25УБ успешно завершил государственные испытания, был принят на вооружение советских ВВС и запущен в серийной производство на заводах в Улан-Удэ и Тбилиси. До конца года построены первые 25 машин, а общий итог составил 200 экземпляров. Выпуск прекратился в начале 1990-х одновременно с Су-25.

Су-25УБ наряду с Су-25 до сих пор состоят на вооружении ВВС ряда постсоветских республик, разделивших в 90-е годы советское авиационное "наследство". В частности, по данным Military Balance и по состоянию на 2024 год, в Азербайджане имелось пять таких машин, в Армении — три или четыре (из них всего одна боеспособная), в Грузии и Казахстане по — две штуки, в России — 15, на Украине — 6 или 8, правда, неизвестно, сколько из них боеспособных.

Кроме того, кое-где еще уцелели экспортные машины, например, восемь штук — в Перу (из них шесть — на консервации), две — в Эфиопии, две — в Экваториальной Гвинее и одна — в Болгарии. В общем, можно сказать, что век "горбатых грачей" потихоньку подходит к концу и скоро мы их в небе уже не увидим.

Горбатый грач 072866.jpg
Су-25УБ российских ВВС в потертом песочно-коричневом камуфляже.

алексей коваль 2013.jpg
Российский Су-25УБ в еще более выцветшей и облезлой окраске, в которой от крыльевых звезд остался только белый контур. Фото Алексея Коваля, сделанное в 2013 году.

антон павлов 2016.jpgРоссийский Су-25УБ в бреющем полете с подвесными топливными баками. Фото Антона Павлова, 2016 год.

Горбатый грач a-tsupka-su-25ub-79-1600.jpgСу-25УБ в серо-палевой "сердюковской" окраске. Фото Антона Цупки.

сергей бурдин.jpg
Белорусский Су-25УБ с "глазками" и мультипликационной вороной, которую начали рисовать на Су-25 еще в Афганистане. Фото Сергея Бурдина.

андрей ракул.jpg
Украинский Су-25УБ с "акульей пастью".

Горбатый грач 237296.jpg
Су-25УБ казахских ВВС с ПТБ и блоками НАР.
Кстати, обратите внимание, что у российских машин бортовые номера — красные, у белорусских — белые, у украинских — синие, а у казахских — желтые. Это играет роль дополнительных опознавательных знаков.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
не могу обьяснить дочке как это работает... обязательно смотреть на нос секунд 30 и потом посмотреть на потолок и проявится нормальная фотография в цвете ...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Две новости, бросившиеся в глаза в ленте Немка Шани Лук, которую уже третий день оплакивают как растерзанную злым ХАМАСом, жива, и находится в ...
О некоторых особенностях экономического роста Китайской Народной Республики. Из доклада премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна на 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 13-го созыва: «В течение пяти прошедших лет представители всех регионов и ведомств непрерывно ...
художник Туранов Андрей Андреевич 1971 г. Летнее тепло Запах нагретого дерева, прохлады летнего сада , скрывающейся в развевающейся занавеске. Лучики яркого полдня и ощущещение припекающих лучей на обгорающем плече. Рядом верный друг и бесконечное лето в проблесках голубого неба. ...
2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. ...