"Гоголь. Начало". Лабуда




На экраны шумно вышла картина «Гоголь. Начало» –
мистический
триллер о необыкновенных приключениях молодого Николая Васильевича
в
Диканьке, и это только первая часть эпопеи. Вскоре зритель увидит
ещё
три части мрачного полотна, созданного «по идее Александра Цекало»,
–
«Гоголь. Страшная месть» и так далее. Надеюсь, что «страшная
месть»
самого автора не настигнет создателей фильма. Тем более в главных
ролях –
Александр Петров и Олег Меньшиков. «Их-то за шо??»
Удивляет меня отчаянная смелость кинематографистов. А ведь можно
было
бы задуматься, хотя бы вспомнив, как в январе 2014 года на экраны
вышла
картина О. Степченко «Вий». В январе. А в феврале на Украине...
Вия
привели, как говорится. Некоторые приключения сопровождали и
новую
гоголевскую эпопею – первоначально это был телесериал, созданный
под
эгидой ТВ‑3. А этот канал как раз специализируется на мистике
того
сорта, что представлен на бумажных обложках соответствующих
романов, – с
окровавленными когтями и нехорошим оскалом девиц с гривами жёлтых
или
чёрных волос. Однако сериал всё не появлялся, и вдруг обрушился
на
экраны в виде кинофильма из 4 частей. То есть в откровенном
треше,
рядовом телемусоре, продюсеры узрели кинематографический потенциал.
С
одной стороны, это странность, а с другой – вполне старая
советская
практика, когда небольшие телесериалы («Щит и меч»,
«Угрюм-река»)
вначале выходили как фильмы. Правда, тот «продукт» был другого
качества.
Впрочем, все продукты тогда были другого качества, так что плачь –
не
плачь, мир живёт, как о нём задумано.
подкатил к сердцу, когда я увидела в титрах неведомые фамилии
шести
сценаристов. Это мы опять идём в хвосте мировых трендов – сейчас
даже
длиннющие заморские сериалы из числа самых модных пишет один
человек,
максимум два. Шесть человек для художественного произведения –
чистая
катастрофа. Прав- да, все обломы и глупости замороченных сюжетных
линий в
современном кино ма- скируются залихватским монтажом. Да и чёрт с
ними
со всеми, с продюсерами, сценаристами и режиссёрами, мало ли дури
на
свете, но Гоголь! Мимо фильма, где изображён сам Гоголь, не
может
равнодушно пройти бедный читатель – и вот он становится
зрителем.
Гоголь (Александр Петров) является нам приятно-нервозным
молодым
человеком, загримированным под канонический образ писателя,
каковой
устрашает уже не одно поколение школьников, вися на фронтонах и
в
коридорах школ. Усики, пробор, длинное каре из гладких волос,
тонкая
усмешка на губах. Он работает писарем в следственном отделе
Третьего
отделения, выезжает на происшествия. Началось с убийства одной
барыни.
Взглянув на распростёртое у камина тело, Гоголь впадает в экстаз
и
успевает записать что-то из увиденного в трансе. И тут на место
происшествия прибывает знаменитый следователь Яков Петрович Гуро
(Олег
Меньшиков).

Элегантный, насмешливый, преисполненный отличного настроения, Гуро,
по
намёткам гоголевских прозрений, восстанавливает картину убийства.
Теперь
он спешит в Диканьку – там хронически обнаруживаются трупы
девушек.
Подчёркивается, что «молодых», но это, знаете, излишне – мы
прекрасно
понимаем, трупы каких девушек фигурируют в триллерах. «Возьмите
меня! –
просит Гоголь. – Это мои родные места!» Ну, поехали.
злодействовал. Это чёрный всадник на коне, очень напоминающий
персонажа
«Сонной лощины» Тима Бёртона. Из него во время злодеяний
вывинчиваются,
как штопор, крупные многочисленные рога, формой напоминающие
горно-козлиные. Морды не видать. Гоголь и Гуро поселяются на
постоялом
дворе и начинают расследование, окружённые угрюмыми
аборигенами.
интересовать наших кинематографистов в принципе, то ли, как
говорится,
«утрачен секрет изготовления пряников», но красочности в этой
Диканьке
нет напрочь. Такая своего рода «сонная лощина», окрашенная в
обычные для
мистических триллеров сине-чёрные тона. Того избытка вкусной
солнечной
жизни, которая у Гоголя (писателя) граничит с ужасами тьмы, в
этой
Диканьке и быть не может. Даже овощи и фрукты отсутствуют, тем
более
песни и пляски. Женщины все ведьмы, кроме кроткой жены помещика
Данишевского (Таисия Вилкова). Мужчины все куркули, явно что-то
скрывают, кроме обаятельного пьяницы, доктора Бомгарта (Ян
Цапник).
(Кстати, один из шести сценаристов фильма явно что-то читал, потому
что
Бомгарт – фамилия из Булгакова.)
пять минут валится в конвульсиях и судорогах – припадок,
обморок, сон,
видения. Ему чудятся чёртова мельница, загадочная девица с
полными
губами, утверждающая, что наш герой – Тёмный и ему дано узреть
дела
Тьмы. Гуро, напротив, всегда свеж и бодр, великолепно себя
чувствует,
шутит и насмешничает. «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?» –
цитирует
Меньшиков знаменитую реплику своего Костика из «Покровских ворот».
Такое
впечатление, что артиста откровенно забавляет этот новый
кинематограф, в
который он попал.
козлиными рогами его вроде как погубил, и Гуро сгинул в пламени.
Но есть
сильные намёки, что это мираж, и наш следователь, одетый в
щегольское
красное полупальто, отороченное смушками, ещё возродится. Оно бы
хорошо
было бы – без Меньшикова совсем уж смотреть будет не на что. Он
избыточно хорош для этого треша. Смотрится как инопланетянин –
житель
другой планеты, где существует другое искусство. Да, трудно быть
богом в
мусорном бачке... Или, наоборот, легко-легко?
Например, красная свитка (в фильме именуемая рубашкой). Рыло
свиньи.
Злая мачеха Хавронья. Да только Хавронью зверски убивает её
тихая
падчерица, и убивает хитро, устроив маскарад и подкинув мнимые
улики. А
зачем? Да она не разрешила бы замуж выйти за любимого. Вот такая
теперь
Диканька, с такими дивчинами. Да! Не так обстояли дела на белом
свете,
когда в 1968 году я смотрела в «Стереокино» фильм «Майская ночь,
или
Утопленница» именно с теми стереоскопическими эффектами, которые
потом
стали называться 3D.
замызганного от частого употребления жанра. Как зрелищный
«продукт», он
обычного стандартного качества. Но ведь это замешано на Гоголе.
На
писателе, в котором обычного, банального, рядового, стандартного не
было
ни грамма, ни капли, ни крошки. Эх! Вы бы там поосторожнее с
Гоголем.
Он ведь и вправду с чем-то эдаким связан, из чего вы хотите
кассу
сделать, а оно и впрямь существует. И ваше чёртово золото может
вмиг
обратиться в черепки... Ну вы меня поняли.
Татьяна Москвина, "Аргументы недели"
|
</> |