Гоголь: конец

топ 100 блогов movie_rippers02.04.2023

КЛЮКВА(ГОГОЛЬ (2017 - 2018) - сериал, реж. Егор Баранов, "Среда"/ЛЕНФИЛЬМ)

Честно признаюсь: я не ожидал чуда. И даже фамилия Меньшикова в титрах настраивала только на пессимизм: уважаемый мною Олег Евгеньевич не спас своим участием ни "Притяжение", ни "Легенду №17", так почему же теперь должно быть иначе? Никакого квасного патриотизма в области кино я не испытываю. "Сделано в России" - чем дальше в лес, тем толще продюсер и хуже фильм.

Между тем идея-то богатейшая. Самый любимый мой, самый готический, самый непревзойдённый по уровню владения русской речью, тот, кого даже Булгаков именовал своим учителем, национальное достояние - Николай Васильевич Гоголь должен был стать нашим аналогом западных "Братьев Гримм".
Ну или парой для "Президент Линкольн - охотник на вампиров". Зависит от качества.
Те из моих читателей, кто имел счастье (и горе в одном флаконе) ознакомиться и с "Линкольном", и с "Братьями" - не дадут мне солгать: мировая культура полна сюжетов и персонажей, куда более самобытных и жутких, чем осточертевшая уже однообразная толпа бледных кровососов с одной и той же проблемой на всех (лежит милая в гробу...). "Братья Гримм" не побоялись опереться на наследие великих немецких сказочников и подарили нам живую, оригинальную, познавательную историю. А вот продюсеры "Линкольна" не поверили, что удастся продать зрителю американский туземный бестиарий, и пошли по пути "Сумерек", пополнив ряды однотипного апокалипсиса упырей.





Как же поступят наши уважаемые (нет) работники индустрии, взявшие на себя благородный труд посредством важнейшего из искусств обеспечивать культурный досуг для народов, населяющих одну шестую часть планеты? Выполнят ли они долг и перед иностранным зрителем, пожелавшим поближе познакомиться с русской цивилизацией посредством фильма о Гоголе, покажут ли Европе во всей красе страшные сказки Малороссии - или просто невнятно пролепечут: "Ну, у нас тут тоже есть, как и у вас, вампиры, так что мы не в лаптях тут все, вы не подумайте - такие же европейцы, как и вы-с" (и лакейски поклонятся) - что вы думаете?

...эх. Мне казалось - ничего хуже, чем заставить Линкольна бегать за вампирами с топором, в кино натворить невозможно. Но тут, крикнув во весь рот: "Пааадерржите моё пиво!!!" - к рампе выбежал Александр Цекало и сплясал гопак. Никак иначе охарактеризовать происходящее на экране у вашего покорного слуги не получается: выбирая из двух зол, флагманы отечественного кино исхитряются выдумать третье и вляпаться в него, забрызгав зрителя продуктом своей деятельности с ног до головы - ни развидеть, ни отмыться...
Короче. Сценаристы решили ДОПИСАТЬ за Гоголем то, что - по их мнению - неопытный бумагомарака пропустил. Улучшить, так сказать, его кустарные литературные поделки. Выбросить лишнее, добавить актуальные тенденции, пройтись, проще говоря, пером мастера по неумелой мазне Кольки Гоголя.
И выпустить свой ШЕДЕВР. В той самой стране, где (пока ещё) Николая Васильевича считают гением и знают его книги со школьной скамьи.

Ладно бы это произошло в США - русские бы получили невероятное удовольствие от очередной "клюквы": что нам взять с пиндосов малограмотных? Корабль "Головка пальца ноги", вот это вот всё. Посмеялись бы.
Дорогие мои.
Разгадка всех несчастий отечественной киноиндустрии формулируется одной строкой: теперь "клюкву" про русских снимают САМИ РУССКИЕ. Хоть "Гоголя", хоть "Зою", и это совершенно не смешно.
ПОЛИЦАИ - вот кто захватил рычаги управления в культурной среде. Добровольные сотрудники иноземных оккупантов. "Клюква" - их предел понимания нашей цивилизации.
Цивилизацию Чайковского, Достоевского, Пушкина, Циолковского они унизили до "матрьёшька-балалайка", "водька-огурец", "аффтомат Калашьникова" и "фильм Гоголь". До пределов своего понимания.
И пытаются свой уровень привить нам.
Довольно успешно.

Первое.
Актёр, исполняющий роль главного героя.
Провал.

КЛЮКВА


...я не знаю, что за критики кипяточком пысают в сторону Петрова Александра Андреевича, которого рядовой зритель знает по фильмам "Любовь в большом городе 3", "Ёлки 3" или "Полицейский с Рублёвки" (я уж промолчу про "Притяжение"). Чем эти люди руководствуются, сравнивая его со Смоктуновским и рассуждая про "уникальный неврастенический тип"... не знаю.
По мне - так это обычная сытая рожа.
И проблема современного кинематографа как раз в засилье тех самых сытых рож.
Гладенькие мальчики играют солдат Второй Мировой Войны. Не утирая жир от гамбургера с губ. Видишь эту отъетую харю - и ни в какую войну уже не веришь. Слишком гладкие.
Гладенькие мальчики играют влюблённых, безумцев, гениев... а у них в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей.
И зрачки движутся так, словно за секунду до входа в кадр читали текст с экрана телефона и ДА, ЭТО ЗАМЕТНО.
Гладенький мальчик играет неврастеника, гения, психа и мистика Николая Гоголя.
И я не верю ни единому его движению. Ни когда он жжёт свои книги, ни когда он валится в обмороки. Он слишком сытый и гладкий для этой роли. Слишком довольный, слишком давно его в морду судьба не била. НЕ ВЕРЮ.

У него нет необходимой для роли Гоголя харизмы, в его портрете нет рельефности и породы. И смотрится он в результате на экране как бельмо. Хочется глядеть мимо, высматривая персонажей второго плана, каждый из которых (обалденный плюс фильма) в восемьдесят раз интересней "главного героя".

Ну и да: у Гоголя вечно пальцы были в чернилах, он постоянно писал что-нибудь.
Здесь - невзирая даже на службу писарем Третьего отделения полиции - персонаж не прикасается к перу и бумаге. То, что перед нами зреет и растёт, пожирая человека изнутри, будущая громада русской словесности, я не вижу. И потому - не верю.

А, и - конечно же - речь. Нельзя вывезти деревню из девушки, а полицейского с Рублёвки - из выпускника ГИТИС Петрова. Неистребимые гопнические интонации русского ментовского сериала регулярно рушат все гоголевские речевые характеристики.

Пустое место на экране. Не хочу.

Второе.
Олег Евгеньевич Меньшиков.

"А не хлопнуть ли нам по рюмашке?" - произносит он снова, спустя тридцать пять лет.
Заметьте: не я это предложил!

Третье.
НАЗГУЛ

Я не шучу. Назгул.
Если фраза о рюмашке - оммаж великому фильму, то НАЗГУЛА я таковым считать не согласен, простите уж. Или в соседнем павильоне работает Питер Джексон, а актёр просто двери перепутал? Когда эта фигура с мечом и на коне впервые впёрлась в кадр, я реально ожидал от него услышать "Шир!" и "Бэггинс!"
Почему?
Вы отрывок посмотрите, где Гоголь с Марыськой под бревном прячутся, а Король-Чародей на коне мимо гарцует. Сцена из "Властелина Колец" просто срисована .
И никакие рога, колосящиеся на спине, не маскируют столь наглого заимствования и полной творческой импотенции русских авторов концепта.

КЛЮКВА
КЛЮКВА


Четвёртое.
Пушкин.

Пушкин, сукин сын, пушкински велик.
И я думал - жизнь прекрасна. Когда Гоголь стоит в дверном проёме и видит картёжный стол, за которым - спиной к объективу камеры - проигрывает последние ассигнации знакомый каждому школьнику кучерявый силуэт. Солнце русской поэзии - мимолётное появление, миг, за которым угадывается масштаб целой эпохи. Воображение зрителя дополняет остальное, всё-таки недаром Александр Сергеевич - "наше всё". Сцена - да и картина в целом - моментально приобретает глубину, которую подделать невозможно: реальная фигура в выдуманной истории, и КАКАЯ фигура ещё!
Этим бы и ограничиться нашим киноделам.
Увы. Спустя полторы минуты они таки решили показать товар лицом и ещё раз доказать нам, что кастинг-директором у них служит Слепой Пью.
Это не Пушкин. Даже близко не похож.
Мы всё-таки в школе его портретик видели.
И весь масштаб тут же просран.

КЛЮКВА


Пятое.
Мелочи.

Когда Гоголь скачет на коне и со всего маху бьётся головой о лопасть ветряной мельницы. Ни царапины. (Гримёр запил? Ну на постпродакшне нарисуйте, или как обычно "пипл схавает"?)
Когда персонажи регулярно пытаются убежать в деревья и столбы (даже если кругом океан пространства). Особенно эпично это смотрится в первой же сцене: разбойник специально бежит прямиком в дерево, чтобы можно было его к тому дереву пригвоздить метко брошенным мечом.
Когда (слава Богу - не так часто) не слышно текст. НЕ СЛЫШНО ТЕКСТ в художественном фильме, понимаете?

Третьего дня я - в припадке ностальгии по хорошему кино - посмотрел две советские производственные драмы. Был когда-то и такой жанр, дорогие годовасики, ага. Сказ про то, как трудно строить объекты тяжёлой промышленности. Про партсобрания, премии и досрочные пуски производственных ниток на комбинате в Новогорске. И названия непонятные - "Премия", "Обратная связь"... никаких спайдерменов.
Ну так вот. Янковский, Гурченко, Леонов, Джигарханян, Лавров и прочие ДАЖЕ ТАКОЕ откровенно говоря ФУФЛО ухитрялись делать интересным зрелищем. Просто за счёт личного актёрского мастерства.
За советским артистом интересно наблюдать. Наблюдать, как он закуривает папиросу, как поворачивает голову, как располагает себя в пространстве. Как реагирует на события. А уж когда советский артист открывает рот - ты можешь закрывать глаза: он исключительно собственной речью нарисует тебе картину происходящего. Тембр, интонирование, ПАУЗЫ.

"Гоголь" невозможно слушать. Артисты бубнят, бубнят, бубнят и всё на одной ноте. Ни о каком интонировании и ни о каких паузах они не слышали и слышать не желают.
Это, кстати, модный тренд в российском киноискусстве. Вот буквально только что на кастинге мне сказала одна молодая "режиссёр_ка": "Вы слишком театральный артист, а нам надо современного, с нормальной человеческой речью..."
В её понимании нормальная человеческая речь - это когда "Я люблю тебя", "Я ненавижу тебя" и "Мне два килограмма картошки, пожалуйста" произносится ОДИНАКОВО. И это массовая позиция киноделов на всех уровнях - от студенческого до профессионального. Их уже ТАК УЧАТ.

Короче, граждане, нам пиздец. Никакой надежды на хорошие фильмы в ближайшие лет пятьдесят, а то и ВООБЩЕ НИКАКОЙ НАДЕЖДЫ, потому что - откуда же возьмутся те, кто сможет преподавать иначе? Они все вымерли давно.

Ладно.

Шестое.
Сюжет.

В этом фильме нихрена не происходит. Ну то есть показаны какие-то совершенно бессвязные события, которые берутся ниоткуда и ни к чему не ведут. ПРОИСХОДИТЬ ничего не начинает в результате этих событий.
Например - Гоголя хоронят заживо.
Это вообще-то жуткое дело должно быть.
Но это так плоско, серо, невыразительно показано, это настолько беспричинно и настолько лишено каких бы то ни было последствий, что если бы Гоголя не похоронили заживо - в фильме (как в плане сюжета, так и в плане эмоциональной наполненности) не изменилось бы ровным счётом ничего. Буквально: эту сцену можно вырезать - и ничего не поменяется. А время экранное потрачено.

Всё вышесказанное можно применить к каждой сцене этого с позволения сказать киноизделия. Абсолютно любую можно без последствий убрать.

Седьмое.
Операторская работа.

ЧТО ЭТО, объясните мне, за КАДРЫ ИЗ ДВЕРНОГО ГЛАЗКА? Что они должны обозначать?
У вас, товарищи, есть в квартирах дверные глазки. Выгляните в них. Вот прямо сейчас.
Молодцы. Теперь вы можете работать оператором в этом фильме и получать бешеные млярды рублей. За подобное качество изображения, в котором только нос видно во весь экран.
Зачем?
Ей-Богу, у меня уже иссяк запас цензурных слов.

КЛЮКВА


Восьмое.
Персонажи.

Русалку уничтожили так быстро, что никто ничего не успел понять. У неё была сюжетная линия, зачем-то тянущаяся через весь трёхсерийный фильм, любовь-морковь, сопли-слёзы - спустили в унитаз три серии за три секунды. Почему так? Один Цекало знает. Хотя - у меня есть предположение: сценаристы не смогли придумать приличную развязку, поскольку окончательно прококаинили и пробухали свои творческие и профессиональные компетенции. И поэтому решили завершить дело одним мастерским мазком кисти, щедро обмакнув её в фекалии.

Гоголь. Мусолили, мусолили, мусолили, что он "тёмный", весь из себя могучий и мистический - чуть ли не на кулисах об этом писали. Закончилось это ГРЁБАНЫМ НИЧЕМ. Никак не реализовано, ни к чему не привело. Никакие сверхсвойства Гоголю не пригодились. Ни разу. Непонятно, с какого перепугу ведьма бежала от него как от огня: дура-баба, можно было спокойно до конца фильма подождать.

Меньшиков. Тоже хрен знает зачем всё это. Персонаж пережил твист, но у кинокомпании "Среда" не хватило ума хоть чем-то этот твист наполнить. Вся его деятельность высосана из пальца, проведённое расследование никак не отображено, и зачем он столько времени прикидывался мёртвым таким образом совершенно непонятно.

Девятое.
Профессионализм.

Есть такая непонятная зрителю вещь: круги внимания. Зритель её не понимает, но при этом отлично ощущает фальшивку, если в кадр просачивается одномерность. И моментально теряет веру и сочувствие всему, происходящему на экране.
Объяснить это можно на самом простом примере. Вот полицмейстер приходит к врачу выяснять, почему над телом Гоголя не произведено экспертизы, подразумевающей вскрытие. Врач что-то мямлит, полицмейстер давит - казалось бы, что проще?
Да нет, граждане. У полицмейстера в данной сцене объектов внимания больше, чем один. Собеседник, тело, помещение, обстоятельства - это всё объекты внимания.
Грамотное построение сцены подразумевает распределение внимания в рамках диалога между всеми объектами. Круги: ближний, средний, дальний - собеседник в первом круге, тело - во втором, обстановка - третий, и среди этого всего распределено существование персонажа, поскольку он живой и окружён предлагаемыми обстоятельствами.

Ага. Хрен там плавал. У нас же современный кинематограф с современным актёрским мастерством. Это значит: участники диалога пялятся друг на друга, как бараны на новые ворота, и по очереди открывают рот, тарабаня текст. Не отвлекаясь. На одной ноте. Тра та та та та та...

Десятое.
Зла не хватает.

В финале Пушкин с шашкою в руке рубает вурдалаков.
Таааак... Ей-Богу.
"Сидит Гоголь на столбе и дрочит" - строчка известного анекдота, но как точно передаёт судьбу Николая Васильевича и его беспредельного таланта в руках коекакеров из кинокомпании "Среда"! Русская цивилизация подарила миру писателя, ставшего СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ элементом мировой культуры, у него учились не только Булгаков с Достоевским, но и Кафка с Акутагавой. Фундаментальное владение словом, безбрежный вокабуляр, эталонно выписанные персонажи, что ни портрет - то имя нарицательное: Плюшкин, Манилов, Собакевич, Хлестаков, Добчинский, Бобчинский, Чичиков, унтер-офицерская вдова, шинель, нос...

Гоголь всё сочинил для вас. Труд его жизни, выполненный с мастерским юмором и неподдельной любовью, пылится в библиотеках. Возьмите, прочтите и перенесите на экран.

Не надо ничего ДОПИСЫВАТЬ, варвары блядь.

Но нет. Любой из вас "...кистью чёрной картину гения чернит и свой рисунок беззаконный на ней бессмысленно чертит" - костюмы и декорации, призванные подчёркивать художественный эффект, лишь усиливают ощущение фальшивки: не сидит одежда по фигуре, не звучит речь, наполненная чужеродным смыслом, нет грации в движениях и огня в глазах. Ряженые резиденты Камеди-клаба. Вторичность, плагиат, заимствование - вместо оригинального (изуродованного и отвергнутого вами) произведения.

Вы признали мир Гоголя непригодным к употреблению и коммерчески безуспешным, и создали свой фаст-фуд. Пасть у вас порвалась при попытке проглотить и переварить "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Нос" и "Вий" в первозданном их величии.

Невдомёк вам, кривосердечные и чумнодушные: отечественную литературу нужно не употреблять. И не пастью.

Вы - гауляйтеры - так и не поняли украинской ночи, русской тройки и в целом - нашей цивилизации.

Ваш уровень - "клюква".

ПОШЛИ НАХУЙ из профессии.

Гоголь: конец.

https://dzen.ru/a/YlFqggBj3j2hJW4Z

Автор обзора, питерский поэт и актер Денис Семенов ушел добровольцем на фронт СВОДУ и погиб 30 марта 2023 года. Посвящаю этот пост его памяти.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Советский проигрыватель с пластинками в шестидесятые-семидесятые был на острие прогресса, нo cлушать на этом проигрывателе было практически нечего. Сороковая Моцарта, Бетховен, Чайковкий, журнал Кругозор, если достанешь в киоске. Все. Мне купили специально детские пластинки. Одна был про ...
Сейчас во всем мире многие люди стараются поддерживать здоровый образ жизни. Наверное, практически каждый человек пытался перейти на здоровое питание, соблюдать диету, чтобы улучшить свю фигуру и состояние организма в целом. Я, как человек гипер ленивый и практически не следящий за сво ...
...
01. Мужчины пробиваются через закрывающиеся двери пригородного поезда на Ленинградском вокзале 03. Пассажиры садятся в электричку на Ленинградском вокзале 04. Пассажиры идут по перрону Ленинградского вокзала 10. Пассажиры на Ленинградском вокзале 11. ...
До Мцхеты из Тбилиси добраться легко на маршрутке, отодящей с автовокзала у станции метро "Дидюбе". Что я и сделал на второй день пребывания в Грузии. Сел и поехал. Ехать не очень далеко, но все же, когда кроме меня в маршрутке никого не осталось, я ...