Goethe's way of science: a phenomenology of nature

топ 100 блогов ivanov_petrov23.05.2010 / ed. D. Seamon, A. Zajonc. 1998
Сборник статей о гетевском пути науки. Сделано честно, чисто и - увы - не слишком интересно. Сначала два введения, от каждого из редакторов - с общими соображениями, что, мол, есть такой особенный гетевский путь в науке, феноменологический.
Потом первая часть - с философскими основаниями такого пути. Статьи Amrin, Heitler, Hensel, Brady. Это довольно обычные обзоры - рассказывается в общих чертах о биографии Гете, потом про прарастение, феномен, теорию цвета, противостояние с Ньютоном и вот и Фейерабенд тоже поддерживал. Что на этом пути познания больше доверия восприятию, особенный термин "тонкая эмпирия", наблюдатель воспитывает себя, чтобы точно и деликатно наблюдать природу. Связь морфологии и хроматики. Довольно понятные сюжеты, всегда появляющиеся на страницах книг о Гете. Противостояние изучения качеств и математизированного естествознания. Особый научный метод Гете, состоящий в балансе между самопроявлением феноменов и структурировании экспериментальных условий. Что-то вот такое. Конечно, с упором на феноменологию - с наборами первичных качеств восприятия, мол, цвет и тепло - это такие вот феноменологические данные и нельзя их редуцировать из познания. В целом философия аккуратненькая, но не очень так - не более чем попытки представить Гете последователем Гуссерля, если честно. Мол, первый феноменолог, интуитивный узритель в природе чистых форм.

Вторая часть обнадеживает - мол, философия закончилась и теперь перейдем к самой гетевской науке. Статья Bockemuhl "Transformations in the Foliage Leaves of Higher Plants". Тоже неплохая статья, если кратко говорить - это недоделанный Мейен. Сквозь гетевскую идею о трансформациях листа автор выстраивает ряды листьев, сравнивает эмбриологию листа и наборы листьев разных видов. Все это значительно более глубоко и обширно разработал Мейен в теории рефренов. Ясное дело, на Мейена никаких ссылок, но дело не в этом - просто жаль, автор старался, но работает на уровне недостаточном, те же мысли развиты на русском значительно лучше. Автор ссылается на некоторых ботаников и работы Тролля, которые хороши, но старые уже. Тут интерес простой - видно, что англоязычная и немецкоязычная литература по теме много слабее, чем русская.

Потом статья Hoffmann "Единство искусства и науки". Опять феноменология. Занятно написано о стадиях дистилляции феномена. Восхождение к инспирации и интуиции, вода-воздух-огонь. И метод Гете, метод выделения архетипа - на огненной стадии. А потом автор применяет метод Гете к изучению двух австралийских растений, Banksia integrifolia (Proteaceae), Kunzea ambigua (Myrtaceae). И вот эти два растения автор так и исследовал - развивая в себе имагинации, инспирации и интуиции по их поводу. Рассматривал растения, как только мог. Автор некоторым путем развил у себя сверхчувственное восприятие этих растений. Автор экспериментировал с разными способами представить свои постижения в рамках искусства, более концентрировался на рисунках. Рисунки более всего подходят для имагинативной стадии познания, стадии воды. Потом идут воздушная и огненная стадия, и тут надо создавать картины и поэмы, чего автор, как он признается, не делал. Вообще он действовал не по жестким правилам, а методом искусства, этак вольно смешивая на творческой палитре разные способы познания. В результате автор достиг интуитивного понимания этих растений.

(В этом месте очень хочется издеваться. Я понимаю, сам такой. Позволю напомнить недавний случай. Все восхищались потрясающими рассказами биолога о жизни волков, историями Бадридзе http://rusrep.ru/articles/2010/04/27/volki/ http://www.knigonosha.net/readbook/4192/1/ Волк. Вопросы онтогенеза поведения, проблемы и метод реинтродукции http://lib.rus.ec/a/31560. Ах, как же, как же он так смог. Между тем то, что пишет Бадридзе - как и у любого хорошего этолога, основано на интуитивном понимании. Я совершенно не хочу сказать, что этологи действуют методом Гете и что-то такое - просто "долго сидеть и рассматривать, изучать объект, вживаться в него" - это необходимая вещь, и в результате достигается именно такое вот "непостижимое" понимание живого существа. На которое потом можно только ахать).

Короче, этот Хоффман составил теорию, узрение того, как живут эти растения - не в абстрактных терминах, а скорее опираясь на художественные образы. Он увидел производящую идею растения, для которой внешние факторы играют роль ограничивающих условий. Да, в конце концов Хоффман увидел то, что описал Гете - растение как метаморфоз листа. Только в имагинациях автора листья изменялись от более рассеченных форм к округленным. Далее автор начинает разбираться с этим противоречием гетевской теории, четко по стадиям. берет модельное растение и описывает, что видно при исследовании стадии "земля", на стадии "вода" и т.п. Земляная стадия исследования - всматривание и изучение корневой системы. Понятно, что водная стадия - изучение листового процесса, воздушная и огненная стадия - изучение цветения и плодоношения. Впрочем, все несколько сложнее - на каждой стадии можно смотреть (и зарисовывать) все растение, но с точки зрения основного органа данной стадии. Все растение рассматривается с точки зрения его укорененности - на каких почвах/субстратах, в каких местах живет, какие при этом изменения листьев и цветков и пр.

Для водной стадии нарисованы "точные чувственные имагинации" метаморфоза - аккуратные рисуночки разных стадий развития растения, побега - от облиствения до отцветания. Здесь основное внимание на листья, их движение и форму.

Воздушная стадия изучения сопровождается сочинением стихов, которые автор и приводит в тексте. То есть фиксируется, на какие строки вдохноляет растение - особенно, конечно, цветки. Огненная стадия изучения дана очень коротко - только стихотворные строки без объяснений. Про Kunzea ambigua:

This landscape
lived finely,
outwardly,
Delicate and diffused,
As this plant
the landscape
lives so.
Speaks it,
Makes it present

Примерно вот так. Ну что же.

Далее - описание следующего растения. По тем же стадиям. Автор старается обратить внимание на контраст образов. Приведены рисунки - чем отличается стадия земли одного растения от другого. Такие игры. То есть стадия земли - подробное и многословное описание ландшафта, условий произрастания, зарослей этих растений. Стадия воды - изображение смены форм листьев, покороче. стадия воздуха - стихи с пояснениями, можно так сказать - общая характеристика растения и навеянные им стихотворные строки. Стадия огня - стихи без пояснений.

Про Banksia integrifolia:

Most potent sun space,
Borne on high,
Inwardness made visible,
Galvanizing a
multitudinous landscape,
Giving it moment
when it is still,
definite, incandescent,
One

Конечно, надо не сами по себе строчки эти читать, а представлять себе растения, рисунки и объяснения - это высшая стадия дистилляции чувственного опыта, а не просто стишки.

М-да.

Заключение. Автор рассказывает, как он распознал эти два растения, растущие вместе, как совершенно контрастные. Он смог подняться от узрения теории каждого растения, их противоположности к их единству в данном ландшафте. Каждая "часть" мира несет собственную правду, в каждой части своя ступень правды.

Идут ссылки на Гегеля и Фихте. Автор говорит о тех насмешках, которые вызывает разговор о "спиритуальных" органах восприятия. И - мол, не смешно, нормальная феноменологическая работа, именно то, что называется теорией и идеей. Автор говорит, что его исследования этих двух растений привели его к пониманию феноменологической экологии. Она решает задачи по осмысленной организации ландшафта. Подчеркивается, что гетевский метод приложим к изучению растений, животных и людей именно в ландшафте, а не как изолированных.

Художественная работа используется именно как орган восприятия ландшафта. Исследователь, "занимаясь художеством", проращивает в себе данный ландшафт, так что в конце концов он становится органом этого ландшафта. Органом для понимания ландшафта. Через него, автора, ландшафт понимает себя. Несколько слов об агрикультуре - человеческое сельское хозяйство тоже может быть понято как орган ландшафта.

Далее автор рассказывает, как его мышление связывает науку и искусство и что оба они необходимы для познания мира. Взгляд Гете в основе - неоплатонический.

Такая вот интересная работа, потому что честная. Автор выкладывает на стол, что имеет в виду и как что делает. Мне кажется, я могу видеть, где в работе автора философия, где искусство, но не различаю, где наука. Если бы автору в самом деле удалось достичь единства, о котором он говорит, и навести мост между этими средствами познания - было бы очень хорошо, но мне кажется, что опуститься до науки ему не хватило сил. Очень глубоко она погрузилась, стадии "земли" уже не хватает - надо бы развить какое-то "подземное" познание, тогда бы в линии узрений автора был представлен и научный взгляд.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Управившись с весенними садовыми работами, я принялась  за уборку дома. Начала, конечно, со своей комнаты и непременно со стеллажей с книгами. Книг много, и все они  ссыльные, то есть сосланные по разным причинам на дачу из городской квартиры.  Процесс уборки был не то, ...
Послушал. Бред. Ответьте мне на один простой вопрос: если в стране все живут плохо, то зачем сохранять такую страну? Тогда ведь все всё понимали прекрасно. Список "нельзя" в начале - середине 80-х был длинным как история России. Нельзя было свободно продавать, покупать, говорить (на ...
Человек хочет в качестве хобби заняться профессиональной фотосъемкой. Точнее, хочет развивать свое хобби вплоть до профессионального уровня. Какой фотоаппарат ему стоит приобрести? Вопрос цены значения не имеет, хотя, конечно, не хочется переплатить лишние тысяч 80 за функции, которые ему ...
Где слова отыскать подходящие, Чтобы поняли Вы, чтобы поняли ?.. Ваши руки и губы горячие Моё сердце разбитое тронули. В голове теперь всё перемешано И от грусти никак не избавиться… Счастье часто ударам подвержено ...
Как дела? * аккуратно так спрашивает, только потише пожлста отвечайте, а то голова бо-бо Вы как? Всё хорошо? Ёлки нарядили, колбасу для оливье купили? Ай какие молодцы. И холодец сварили??! Да, ладно!! горжусь вами!! А у меня, как у нормальных мужиков, ...