Годовщина евроассоциации: итоги экономического падения Украины за 6 лет
varjag2007su — 29.06.2020Соглашение об ассоциации в цитатах, обещаниях, прогнозах и цифрах и как этот документ выглядит с точки зрения сегодняшней официальной статистики – анализируют Vesti.ua.
Агитатор Яценюк и напутствия евробюрократов
Для сравнения возьмем только оценки и цифры, касающиеся экономики. Этими данными оперировали сторонники и скептики подписания Соглашения.
Наиболее активным и энергичным агитатором за ассоциацию с ЕС в тогдашнем лагере политической оппозиции был Арсений Яценюк. Ярчайшим образчиком рекламы евроинтеграции в исполнении политика были короткие ролики "Что такое Соглашение с Европейским союзом для каждого из вас?".
"Это заработная плата и пенсия в 5 раз выше, чем сейчас в Украине… Это современная медицина, которая по карману каждому и возможность прожить на 15 лет дольше чем сейчас… Это новые технологии, значительные инвестиции, большой рынок, дешевые кредиты и новые рабочие места… Украина будет в Европе, а Европа – в Украине", - уверенно перечислял украинцам преимущества евроассоциации Яценюк.
Выдвинутый Евромайданом на пост министра экономики Павел Шеремета за два дня до официального подписания экономической части Соглашения рассуждал о рисках. По его оценкам, рынок ЕС сможет обеспечить украинской экономике компенсацию потерь российского рынка сбыта.
"Потенциально это намного больший рынок. Там выше качество, там выше стандарты. И, в конце концов, это не только рынок, это не только торговля, это часть нашей европейской интеграции", - прогнозировал министр.
По тогдашним оценкам Шеремета, самый большой потенциал на европейском рынке он прочил пищевой промышленности, аграрному сектору, энергетике, IT, а также машиностроению.
Кроме Украины, свои Соглашения с ЕС шесть лет назад также подписали Молдова и Грузия. После церемонии подписания документов слово взяли представители высших эшелонов европейской бюрократии. Председатель Совета ЕС Герман Ван Ромпей отметил, что отныне отношения Украины, Грузии и Молдовы выходят на новый уровень. Он подчеркнул, что в ЕС понимают и видят проблемы в отношениях с Россией всех трех новых партнеров. Чиновник заверил, что "ЕС отныне будет поддерживать ваши страны более чем когда-либо прежде".
Президент Еврокомиссии Жозе Баррозу назвал момент подписания соглашений об ассоциации историческим, и добавил, что это только первый шаг - попытка помочь странам провести настоящие реформы и побороть коррупцию.
"Эти соглашения не конец сотрудничества. Это не конец сотрудничества - это начало новой дороги", - заявил Баррозу.
Те, кому последняя фраза евробюрократа показалась не торжественной, а зловещей, предвидели дорогу в один конец.
"Смешной" Азаров
Во всей властной команде "регионалов" премьер-министр Николай Азаров, пожалуй, наиболее аргументировано и взвешенно анализировал перспективы последствий подписания текста Соглашения. Впрочем, нужно отметить, что до октября-ноября 2013 года и у премьера не было особо критических замечаний к документу.
Позже Азаров неоднократно подчеркивал ряд объективных негативных последствий, приводил цифры и расчеты. С этими заявлениями он выступал и на телевизионных ток-шоу, чтобы достучаться до большего количества украинской аудитории. Но приводимые им цифры, засевшие целыми десантами в студиях каналов оппозиционные политики, встречали высмеиванием и глумлением, будто премьер несет полную околесицу.
В общей сложности, Азаров повторял одну и ту же формулу с двумя основными параметрами. Во-первых, оценка экономических издержек от частичной или значительной потери российского рынка сбыта. Во-вторых, объем материальной компенсации со стороны ЕС на покрытие убытков по российскому направлению и перенастройку украинской экономики на технические регламенты по стандартам ЕС.
"Соглашение об ассоциации является всеобъемлющим и достаточно сложным для Украины. Например, адаптация технических регламентов для Украины в течение десяти лет потребует примерно 165 млрд. евро. Это огромная работа. Нам нужно будет перенастроить всю нашу экономику на новые для нас стандарты", - указывал премьер.
Перспективу получения компенсаций от ЕС Азаров оценивал как мизерную.
"Хочу, чтобы все в Украине осознали: нам никто не предложил и не предложит компенсации за потерю этого рынка. А мы не имеем права допустить, чтобы закрывались предприятия, чтобы наши люди оставались без зарплат и пенсий", - подчеркивал глава правительства 13 ноября 2013 года.
24 ноября того же года Азаров высказывал возмущение по поводу поступившего предложения ЕС о размере финансовой помощи: "Нам сказали, что Украина может рассчитывать на миллиард евро. Один миллиард евро — это ничего. Это, можно сказать, помощь нищему на паперти".
Оппозиционеры открыто высмеивали "космическую" сумму в 165 млрд евро, которую Азаров приводил в качестве стоимости евроинтеграционного пропуска. Такой ли смешной оказалась эта сумма, поможет частично установить нынешнее Министерство экономического развития Игорь Петрашко.
Локомотивы компенсируем кукурузой
Даже не владея профессиональными знаниями в области экономики, простое сравнение товарной структуры украинского экспорта в Россию и ЕС образца 2013 года многое объясняло. Да, поставки в РФ железнодорожных вагонов можно компенсировать в денежном выражении за счет экспорта агросырья в ЕС. Но это прямой путь к деиндустриализации экономики, что мы и наблюдаем последние 6 лет.
К слову, 23 июня Государственная служба статистики опубликовала показатели промышленного производства за май. В прошлом месяце падение промпроизводства составило 12,2%. Промышленный сектор непрерывно падает уже 11 месяцев подряд и в ближайшее время не стоит ожидать даже минимального обнадеживающего роста.
Возвращаясь к вышеупомянутому министру экономики Павлу Шеремету и его утверждению о перспективности поставок украинского машиностроения на рынок ЕС - продукция этой отрасли "неожиданно" оказалась абсолютно невостребованной в ЕС.
Ранее Vesti.ua писали о предложениях Минэкономразвития по поддержке отечественных машиностроительных предприятий с помощью мер протекционизма в системе государственных закупок. Предлагая эту инициативу, ведомство Игоря Петрашко достаточно объективно и критично оценило положение дел в машиностроении, сравнив показатели 2012-2013 годов и 2019-2020 годов, то есть до и после Евромайдана.
В аналитическом документе Минэкономразвития указывается, что за последние 10 лет в структуре ВВП ощутимо снизилась доля перерабатывающей промышленности и выросла доля аграрного сектора, что отражает "отчетливую тенденцию к деиндустриализации и аграризации экономики".
"Наибольшие потери понес сектор машиностроения, в частности производство автотранспортных средств в 2019 году составил всего 31,0% от уровня 2012 года, продукции отрасли вагоностроения - 29,7%, продукции станкостроения - 68,2%, металлургической продукции - 70,8%, продукции сельскохозяйственного машиностроения - 68,4%", - указано в анализе.
Еще более наглядно выглядит сравнение показателей экспорта товаров по отдельным сегментам.
"В течение 2013-2019 годов отечественный экспорт продукции авиакосмической отрасли снизился в 4,8 раза (с 1,86 до 0,38 млрд долл.), продукции вагоностроения - в 7,5 раза (с 4,1 до 0,5 млрд долл.), продукции металлургического сектора - в 1,7 раза (с 17,6 до 10,3 млрд долл. США), химической продукции - в 2,1 раза (с 4 до 1,9 млрд долл.)", - констатируют авторы проекта постановления.
То есть, за последние 6 лет Украина потеряла в валютном
выражении объем экспорта машиностроения на сумму 7,12 млрд долларов
или 14,42 млрд долларов с учетом металлургии. И здесь указаны
данные не по всем отраслям. Это колоссальные потери и даже не
столько в выражении средств, сколько в деградации экономической
системы и модели распределения труда. Статистика стала еще более
наглядной, если бы в министерстве рассчитали не только объем
сокращения за шестилетний период, но и совокупные финансовые потери
в машиностроительной отрасли за этот период. Вполне вероятно, что к
десятилетнему юбилею этот показатель приблизится к "азаровским" 165
млрд евро, над которыми так потешался Яценюк.
Резюмируют приведенные цифры авторы документа более, чем
красноречиво: "Производственная
и экспортная специализация сектора претерпела очевидной деградации.
Автомобилестроительная отрасль переориентировалась по выпуску
транспортных средств на комплекты проводов для свечей зажигания,
сектор самолетостроения - с воздушных судов на турбодвигатели к
ним, вагоностроения - с подвижного состава на колесные пары для
локомотивов и железнодорожных вагонов, сельскохозяйственное
машиностроение - с тракторов на навесные механизмы для них и
т.д."...
Если бы авторами этого документа было не Министерство экономического развития Украины, то можно было бы подумать, что это жирный троллинг каких-то агентов Кремля.