Главная проблема наших выборов и как ее решать: конструктива пост
leonwolf — 09.09.2012 С регистрацией кандидатов и региональных выборных комитетов разобрались, тестировать регистрацию избирателей заканчиваем, скоро-скоро уже начнется активная фаза избирательной кампании. (Откроется регистрация избирателей и все кандидаты начнут работать со своими целевыми аудиториями с призывом - "регистрируйтесь!").И теперь уже абсолютно ясно, в чем главная и, по сути, единственная оставшаяся у нас проблема.
В этом посте я хочу ее всесторонне обсудить, предложить некоторые подходы к ее решению и получить обратную связь.
В чем суть проблемы.
1. Необходимо создать условия для того, чтобы участие в выборах было как можно более массовым.
2. Нельзя сделать слишком простой процедуру чисто онлайнового подтверждения личности. Точно установить личность человека без контакта глаза-в-глаза очень трудно. За основу мы избрали процедуру подтверждения личности через банковский микроплатеж - это хорошая, годная процедура, но есть определенные сомнения в ее массовости.
- Дело в том, что, хотя почти у всех граждан России есть хотя бы одна банковская карта, это еще не значит, что у них подключен интернет-банкинг, или что они готовы сделать микроплатеж через интернет-банк или микроплатеж через отделение Сбербанка без открытия расчетного счета. К сожалению, карточный платеж нас не устраивает - ни один карточный платежный шлюз никогда не отдает наружу имя владельца карты, из-за банковской тайны. Когда мы собираем микроплатежи на наш счет - мы получаем вместе с платежами и информацию о плательщиках, которую можно использовать для подтверждения личности. Когда мы собираем платежи через карточные системы, транзакции приходят в карточную систему, и она нам может передать только деньги, но не личные данные плательщиков. Мы верим, что перевести деньги через интернет-банк или найти 15 минут, чтобы дойти до отделения Сбербанка не станет проблемой для большинства желаюших верифицироваться в онлайне избирателей, но все же закладываться только на этот сценарий нельзя.
4. Придумали мы это, однако, уже после того, как утвердили положение о создании региональных выборных комитетов (РВК). А положение это получилось достаточно тяжеловесным. Нам мыслилось, что РВК - это такой даже не УИК, а ТИК, который с 10 сентября занимается офлайн-регистрацией избирателей, а потом на той же площадке организует избирательный участок для офлайн-голосования. Поэтому мы хотели от РВК довольно многого: наличие собственного помещения, дежурства не менее 10 часов в неделю в течение всего периода регистрации избирателей, равного представительства курий в составе РВК.
5. В итоге процесс развития сети РВК идет, но недостаточно быстро. Во многих регионах есть активисты, которые хотели бы принять участие в проведении выборов, но не везде у них получается сорганизоваться для того, чтобы создать РВК.
6. Вот в этом и проблема: идея "легко зарегистрируйся онлайн - проголосуй офлайн" отвечала бы на вопрос "что делать с тем, что онлайн-верификация не очень проста", если бы у нас было много офлайновых избирательных участков, но по нынешней процедуре нам их много не создать.
Как предлагается решать проблему.
1. Предлагается дать гражданским активистам в Москве, в регионах, в зарубежных городах возможность организовывать офлайновые избирательные участки без создания РВК. Наверняка, есть много людей, которые смогли бы поработать в роли "членов УИК" два дня (20 и 21 октября), но при этом не готовы посвящать обслуживанию избирателей целый месяц.
2. Сделать требования к избирательным участкам максимально простыми. Два человека должны заранее (скажем, до 15 октября) заявить о том, что хотят 20-21 сделать избирательный участок, заполнив для этого заявку на сайте ЦВК; пройти простое онлайн-обучение, опубликовать адрес их будущего участка и режим его работы (чтобы избиратели и наблюдатели могли их найти), и мы им даем право в дни голосования сидеть на участке с ноутбуком и веб-камерой и давать избирателям проголосовать по факту предъявления ими паспорта.
3. При этом от создания полноценных РВК мы не отказываемся - напротив, продляем этот процесс как минимум до 1 октября (а, может, и до 10 октября). Помощь в офлайновой регистрации избирателей нам очень нужна, а кроме того на РВК еще ложатся очень важные хлопоты по организации агитационной кампании о выборах в КС в своем городе. Кроме того, РВК может, в отличие от просто избирательного участка, получить от ЦВК компенсацию своих расходов по согласованной смете.
Что это даст дополнительно.
1. Надежность. Если в большом городе один-два участка - воспрепятствовать офлайн-голосованию оказывается не такой трудной задачей для административных органов. Если их десяток, и они очень мобильны, задача срыва голосования становится много труднее.
2. Вовлечение. Таким образом надеемся сделать создание избирательных участков делом действительно массовым, вовлечь в него кучу региональных политактивистов всех мастей и калибров, представителей всех волонтерских наблюдательских организации и так далее.
3. Распределение нагрузки. Если в одном городе много избирательных участков, и на одном вдруг образовалась большая очередь или возникли технические проблемы - избиратели могут просто переместиться на другие участки.
Обсудим?