Гибель эсминца «Эйлат» (часть 1)
sergiovillaggio — 26.09.2023Представляемый материал является переводом статьи израильского историка Ариеха Везерхорна (Aryeh Wetherhorn), опубликованной в польским журнале «Okrety Wojenne» №1 за 1999 год. Имевшиеся там фотографии дополнены из моей коллекции. Поскольку ЖЖ не позволила дать всю статью в одной записи, завтра последует продолжение.
Как и другие эсминцы этого типа, «Зилус» отличался великолепными характеристиками. Эсминцы типа «Z» стали первыми, оснащенными новыми 114-мм (4,5-дюймовыми) орудиями Mk.IV в установках с углом возвышения 55 градусов. Благодаря им корабль мог каждую секунду выпускать из одного из четырех стволов снаряд весом 24,95 кг. Конечно, скорострельность зависела от выучки и выносливости обслуживающего персонала. Боезапас составлял по 250 выстрелов на ствол и включал снаряды трех типов: фугасные (HE), полубронебойные (SАP) и осветительные. Торпедное вооружение включало два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. Для борьбы с подводными лодками имелось 70 глубинных бомб в двух кормовых бомбосбрасывателях и четырех бортовых бомбометах.
Эсминцы имели стандартное водоизмещение 1650 тонн, полное 2065 тонн. Два турбозубчатых агрегата общей мощностью 40 000 л. с. позволяли развивать скорость 36 узлов. Турбины питались водяным паром при температуре 120 °C и давлении 30 атм., производимой двумя трехколлекторными котлами, установленными в изолированных отсеках, но их дымоходы выводились в общую трубу. Имелось два основных турбогенератора мощностью 155 кВт, два дизель-генератора мощностью по 50 кВт и один мощностью 10 кВт.
После окончания войны «Зилус» был выведен в резерв. Возможно, как и многие другие эсминцы впоследствии он был бы переоборудован в быстроходный противолодочный фрегат, однако его судьба сложилась иначе. Проводя политику равной поддержки Египта и Израиля, правительство Ее Величества разрешило этим государствам купать по два эсминца типа «Z». Соглашение по этому вопросу было подписано в июле 1955 года, в связи с чем Израиль направил в Великобританию экипаж для ознакомления с кораблями и проведения необходимых ремонтных работ. Израильские корабли получили новые наименования и бортовые номера: «Зилус» стал «Эйлатом» (б/н 40), а однотипный «Зодиак» получил имя «Яффа» (б/н 42). После нескольких месяцев интенсивной подготовки, небольшой модернизаций и капитального ремонта, в конце мая 1956 года корабли приняли боезапас, топливо и припасы и отправились к новому месту службы.
Работы на египетских кораблях, получивших наименования «Эль-Кахер» (бывший «Мингс») и «Эль-Фатех» (бывший «Зенит»), шли гораздо медленнее. К тому времени, когда эсминцы были готовы к отплытию в Египет, начался конфликт по поводу Суэцкого канала. Англичане отказались снабжать корабли боеприпасами, в связи с чем они не отплыли в Египет и не участвовали в Суэцкой войне 1956 года.
«Эйлат», в свою очередь, принял активное участие в этой войне. Вместе с эсминцем «Яффа» (под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Йохаема Бен-Нуна) они перехватили ранним утром в окрестностях Хайфы египетский корабль «Ибрагим аль-Авал». После артиллерийской дуэли командир «Эйлата» Менахем Коэн направил свой корабль курсом, почти параллельным курсу «Яффы». Абордажная группа с «Эйлата» под командованием капитана 2 ранга Айрахама Ботцера захватила «Ибрагим аль-Авал». Стоит отметить, что и Бен-Нун, и Ботцер позже выполняли функции командующих ВМС Израиля.
После войны 1956 года оба израильских эсминца совершили ряд походов по Средиземному морю. В 1959 году «Эйлат» совершил поход с гуманитарной помощью для жертв землетрясения на Крите. В 1960 году кормовое 114-мм орудие и один торпедный аппарат были сняты для уменьшения веса и освобождения места для вертолетной площадки; также уменьшили запас глубинных бомб. В то время электронное оборудование корабля включало радары обнаружения надводных целей типа 291 и типа 293, радары управления огнем типа 285Q и типа 282P, гидролокатор типа 144Q и навигационный радар «Кельвин-Хьюз» 2CB. Вместо оригинального набора зенитного вооружения из двух 40-мм и восьми 20-мм автоматов корабль имел один спаренный и четыре одиночных 40-мм «Бофорса». В 1961 году «Эйлат» стал кинозвездой – именно на его борту были сняты некоторые сцены из фильма Отто Премингера «Исход».
Во время Шестидневной войны 1967 года оба эсминца выполняли патрульную службу. Попыток нападения на побережье Израиля со стороны морских сит Египта не наблюдалось. Для «Эйлата» военные действия прошли без каких-либо существенных событий, в то время как «Яффа» под командованием Баньямина Телема вместе с двумя торпедными катерами имел кратковременное столкновение с несколькими египетскими ракетными катерами. Катера нанесли ответный удар по кораблям противника, доложив о потоплении четырех и повреждении еще нескольких египетских кораблей. С израильской стороны потерь не зафиксировано.
После окончания Шестидневной войны «Эйлат» и «Яффа» патрулировали побережье Синая. В ночь на 11 июля 1967 года «Эйлат» во время патрульной службы вместе с торпедными катерами «Айя» и «Дайя» провел короткий бой с двумя египетскими торпедными катерами. В результате оба египетских катера были уничтожены. Один из них был потоплен катером, которым командовал капитан-лейтенант Эли Рахав, а второго «Эйлат» заставил выброситься на побережье Синая. Фрагмент ее носа до сих пор выставлен в музее Военно-Морского флота Израиля в Хайфе. Катер взорвался в непосредственной близости от «Эйлата», так что его обломки ранили несколько человек на борту израильского эсминца.
Многие могут подумать, что такой насыщенной событиями карьеры будет достаточно, чтобы корабль вошел в историю, однако прославился «Эйлат» тем, что стал первым в истории боевым кораблем, потопленным управляемыми противокорабельными ракетами. Это событие произошло через несколько месяцев после описанного выше столкновения. «Эйлат» снова осуществлял обычное патрулирование вдоль побережья Синая. На его борту находилось 199 членов экипажа (боцман Клемонт Лимон остался на берегу из-за болезни). Главный штаб ВМФ знал, что в Порт-Саиде находились египетские ракетные катера типа «Комар», возможность их использования против эсминца учитывалась, однако вероятность такой атаки оценивалась как малая.
Во всяком случае, «Эйлат» считался готовым к такой возможности. Корабль был оснащен устройством под названием «Bat Koi», которое должно было предупреждать об атаке, тем самым давая экипажу время подготовиться к ее отражению. Командир корабля капитан 1 ранга Шушан имел большой опыт эксплуатации этого устройства, так как был тесно связан с его разработкой и последующим совершенствованием. Оно устройство находилось на борту «Эйлата» уже два года и позволяло обнаруживать радиолокационные сигналы, направляющие ракеты на цель. «Бат кои» давал информацию о частоте, ширине луча и частоте повторения, с которым посылался сигнал, что позволяло удовлетворительно по тем временам идентифицировать источник излучения. Прибором управлял старшина Мордехай Саадон, причем на время данного похода ему на помощь откомандировали второго оператора с «Яффы», что обеспечивало круглосуточную работу аппарата.
Дополнительный радист был отнюдь не единственным «лишним» человеком на борту. На корабль также была отправлена группа офицеров, проходивших курс навигационной и радиотехнической подготовки, проводимый капитаном 2 ранга Ю. Барнком. Для установки соответствующего оборудования с «Эйлата» демонтировали один 40-мм автомат, первоначально стоявший на крыле мостика. Капитан 1 ранга Шушан возражал против демонтажа зенитки, однако безуспешно.
В то время американская разведка утверждала, что ракеты «Стикс», стоявшие на вооружении египетских ракетных катеров, обладают точностью стрельбы порядка 70%. В тех же материалах говорилось, что носитель ракет в момент атаки должен поддерживать устойчивый курс на цель в течение не менее двух минут, чтобы приборы управления огнем захватили цель. Кроме того, сообщалось, что ракеты можно использовать только при температуре окружающей среды до 40°C и волнении моря до 5 баллов.
Был тихий вечер среды, типичный для Восточного Средиземноморья, когда «Эйлат» приблизился к Порт-Саиду. Лейтенант Ицхак Бен-Эзра играл в шахматы в офицерской кают-компании, старшина Дани Шахар принимал душ и переодевался к ужину, а командир корабля проверял карты, когда эсминец достиг точки, в которой должен был совершить поворот. Порт-Саид находился прямо по курсу на расстоянии 14 миль, когда вахтенный лейтенант Натан Матоки заметил вспышку со стороны Порт-Саида. Он направил свой бинокль в ту сторону и заметил силуэт, выглядевший как маленький самолет, тянущий за собой оранжевое пламя. Он распознал этот объект как ракету типа «Стикс». Сразу же была объявлена боевая тревога, и командир корабля капитан 1 ранга Шушан приказал увеличить скорость до максимальной, одновременно поворачивая корабль так, чтобы он представлял как можно меньшую цель для приближающейся ракеты. Экипаж спешно занял свои посты по боевому расписанию. Оперативный офицер капитан-лейтенант Ниссим Машиах взял на себя отслеживание ракеты. На мостике оказался и артиллерийский офицер лейтенант Яков Алон. К тому времени как лейтенант Дани Гал занял место в посту управления огнем, пытаясь навести орудия корабля на подлетающую ракету, у экипажа оставалось менее двух минут, пока она не попала в цель.
Боеголовка ракеты навелась на дымовую трубу корабля, оказавшуюся объектом, дающим наибольший тепловой след. Взрыв разорвал корпус эсминца на миделе, в районе машинного отделения. И носовая, и кормовая оконечности корабля практически не получили повреждений, однако от центральной части осталась лишь куча скрученного железа. Взрыв вызвал такие разрушения, что с крыльев мостика было видно залитое водой машинное отделение. Расположенные над ним торпедный аппарат и зенитные автоматы просто перестали существовать. Несмотря на потерю хода, корабль по инерции продолжал поворот, развернувшись почти на 180 градусов.
Вторая ракета попала недалеко от точки попадания первой. Она взорвалась у основания мачты, сразу за надстройкой. Котельное отделение было полностью разрушено, лишив корабль энергии. Несмотря на это, остов эсминца оставался на плаву.
Командир минно-торпедной боевой части лейтенант Натан Матоки принял командование носовой частью корабля. Он прошел через все помещения, проверив закрытие всех люков и убедившись, что в низы не поступает вода. Даже в случае отрыва кормовой оконечности носовая часть должна была сохранять плавучесть.
Корма оказалась изолированной от остальной части корабля. Не осталось ни одного прохода, позволяющего пройти через то, что когда-то было машинным отделением. На корме находились младшие офицеры Арье Мармари и Бен-Зион Маргалит. Оба были недавно назначены после завершения базовой офицерской подготовки. Мармари организовал уцелевших матросов на помощь раненым товарищам, а затем направился на нос, чтобы доложить командиру о масштабах повреждений, но не сумел туда добраться. Он проверил характер разрушений и обнаружил, что кормовая часть машинного отделения, сразу за главными редукторами, находится в целости и сохранности.
Как уже говорилось ранее, боцман Клемонт из-за болезни остался дома и не принял участия в этом походе. В его квартире на стене висела фотография «Эйлата» в рамке. Внезапно она совершенно без причины упала со стены, и рамка разбилась. Клемонт воспринял это как дурное знамение и отметил в памяти время этого события – было ровно 17:30.
Кормовая надстройка эсминца "Эйлат". Обратите внимание на две таблички с названием корабля - в латинском написании и на иврите
Эскадренный миноносец "Яффо" (бывший "Зодиак")
|
</> |