рейтинг блогов

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»

топ 100 блогов sergiovillaggio27.09.2022
Более ста лет назад, в далёком 1915 году, в это самое утро погиб итальянский броненосец "Бенедетто Брин" - первый из череды итальянских линкоров, нашедших свой конец прямо в собственной гавани...
На фото он представлен в гавани Специи в первые дни апреля 1913 года.

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Ранним утром понедельника 27 сентября 1915 г. на рейде итальянского порта Бриндизи, как обычно, дымили корабли Второй эскадры вице-адмирала Эрнесто Пресбитеро. Война с Австро-Венгрией шла уже четыре месяца, но до жителей этого оживленного города пока долетали лишь ее отголоски. День начинался, как обычно. Матросы заканчивали утреннюю приборку, офицеры выслушивали доклады о состоянии вверенных им подразделений.

Идиллию нарушил мощный взрыв, прогремевший над рейдом ровно в 8 часов утра. Во многих домах повылетали окна, усыпав мостовые осколками стекла. Над тем местом, где стоял на бочке флагманский корабль 6-й дивизии броненосец «Бенедетто Брин», поднимался стометровой высоты столб желтоватого дыма, характерного для горения баллистита. Многотонная кормовая 12-дюймовая башня старого линкора силой взрыва была подброшена в воздух и упала в море по левому борту. Вслед за первым взрывом раздалось еще несколько, куда менее мощных. Когда дым рассеялся, стало видно, что корабль с оторванной кормовой оконечностью, медленно, но неуклонно погружается на дно гавани глубиной около 10 метров. Его грот-мачта рухнула за борт, от кормовой трубы остался лишь разрушенный остов, тогда как носовая часть не имела видимых повреждений, никуда не делось даже развешенное для просушки белье.

Фаусто Лева – один из очевидцев, находившихся в то роковое утро в районе порта, – так описывал произошедшее в своих воспоминаниях:
«Я увидел густой дым, из которого внезапно появилась стальная кормовая башня 305-мм орудий; она взлетела на воздух в результате взрыва внутри корабля, а потом упала в воду слева от него. Через несколько мгновений, когда рассеялся дым, являвшийся результатом взрыва, перед глазами появился корпус «Бенедетто Брина», еще не лежащий на дне, но медленно уходящий под воду. Поврежденный корпус скрылся под водой до уровня батарейной палубы, корма уже полностью погрузилась. Корабль выглядел деформированным, превращенным в груду обломков, кормовая мачта и дымовая труба были оторваны. Носовая мачта продолжала стоять прямо и вертикально».

Незамедлительно развернулась спасательная операция. Спустя всего несколько минут после взрыва на полуразрушенный броненосец прибыли моряки с французского эсминца «Бори» и миноносцев №368 и №369, чья стоянка находилась всего в сотне метров. Они, прежде всего, стали поднимать оказавшихся в воде итальянских моряков и оказывать медицинскую помощь раненым. Следом подошла шлюпка с итальянского миноносца «Чентауро». Несколько французских и итальянских моряков поднялись на борт броненосца, чтобы помочь в тушении пожаров и снять с корабля легковоспламеняющиеся материалы и боеприпасы.

Вскоре вокруг севшего на дно «Бенедетто Брина» буквально толпились шлюпки и катера, готовые принять раненых и уцелевших. Дисциплина на борту оставалась примерной: несмотря на смятение, вызванное взрывом, никто не покидал корабль до тех пор, пока не был отдан приказ, и не прибыли спасательные средства. Выловленных из воды развозили по больницам и гостиницам, стараясь обеспечить наилучшие условия. Последующая поверка показала, что в живых остались 9 офицеров и 473 унтер-офицера и матроса, около сотни из которых получили ранения, многие – тяжелые. Лишь после этого стал окончательно понятен масштаб катастрофы, оказавшейся одной из самых печальных в истории итальянского фота.
В момент трагедии на борту броненосца находилось 943 офицера и матроса. Для большинства из них это утро оказалось последним в их жизни. Эпицентр взрыва пришелся на район офицерских помещений, что, вкупе с обширными разрушениями корпусных конструкций и быстрым затоплением корабля, вызвало огромные потери. «Бенедетто Брин» унес жизни 21 офицера и 433 унтер-офицеров и матросов. В числе погибших оказались командир 6-й дивизии контр-адмирал Эрнесто Рубен де Сервен, тело которого было найдено спустя несколько дней, и командир корабля капитан 1 ранга Джино Фара Форни.

Вскоре после трагедии была создана комиссия для выяснения причин гибели линкора. Ее возглавил  адмирал Луиджи Амедео ди Савойя герцог Абруццкий. И хотя основной версией с самого начала считался взрыв в кормовом погребе боезапаса самого корабля, на начальном этапе расследования рассматривались все возможные варианты.
Одним из первых было отвергнуто предположение, что «Бенедетто Брина» торпедировала австро-венгерская подводная лодка, сумевшая незаметно проникнуть в гавань Бриндизи. Обследование бонового заграждения, закрывавшего вход, показало его полную целостность, охрана рейда неслась надлежащим образом, что дало основание утверждать, что никакой вражеский корабль не мог произвести нападение на стоявший на якоре броненосец.

Более вероятным сочли самовозгорание баллистита, содержавшегося в артиллерийских зарядах. Это взрывчатое вещество имело склонность к химическому разложению, а нахождение эпицентра взрыва в районе кормовых погребов говорило в пользу данной версии. К тому же, на памяти членов комиссии наверняка оставались аналогичные случаи гибели броненосцев иностранных флотов: японского «Микаса», французских «Йена» и «Либертэ». Не исключалась и возможность диверсии, однако, учитывая меры безопасности, принятыми с первых дней войны, комиссия решительно отвергла возможность проникновения на борт австро-венгерских диверсантов и пришла к заключению, что если «адская машинка» и могла стать причиной взрыва, то доставить ее могли только итальянцы, по каким-либо соображениям согласившиеся работать на врага. Так или иначе, точная причина гибели «Бенедетто Брина» в то время не была установлена.

Носовая башня и ходовой мостик погибшего линкора продолжали возвышаться над поверхностью акватории гавани до конца войны. Уцелевшие орудия главного калибра еще до окончания боевых действий демонтировали и установили на понтоны, использовавшиеся в системе береговой обороны Венеции. Таким же образом поступили с большей частью средней и противоминной артиллерии, продолжившей службу на вспомогательных кораблях или на сухопутном фронте. Сам броненосец признали не подлежащим восстановлению ввиду солидного возраста и тяжести полученных повреждений. Королевским декретом от 9 декабря 1915 г. его исключили из списков флота и в послевоенные годы разобрали на месте. Работы закончились в 1924 г. Останки погибших членов экипажа были извлечены из остова корабля и преданы земле в девятую годовщину трагедии…

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Гибель броненосца «Бенедетто Брин»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Репост поста: http://zaeiriwka.livejournal.com/72857.html СК: от 20 до 2000 СК Формула: Ваш СК делённый на 2 Пример: СК 500 получаете 250 жетонов за репост СК 60 получаете 30 жетонов за репост Всего 50 репостов Обязательно коммент в посте. Просьба отписаться ...
Жизнь – отечеству, честь – никому! (девиз кадетов) Кто такие кадеты сегодня объяснять не нужно... Дети в военной форме все чаще появляются на экранах телевизоров и их часто путают с суворовцами. Тем не менее, кадетское движение зародилось в ...
Президент Латвии Егилс Левитс, президент Эстонии Керсти Кальюлайд, президент Польши Анджей Дуда, президент Украины Владимир Зеленский и президент Литвы Гитанас Науседа. Четыре попрошайки в составе Евросоюза и один стремящийся туда же "нелох". Иногда думаю, что все мы, живущие ...
Патриот - это тот, кто старается сделать свою Родину лучше. А для этого надо видеть что в ней плохо и требует исправления. «Патриот» - это тот, кто патриотизмом считает уличение другого в непатриотизме. Обычно в непатриотизме уличают ...
Вот вам травка зеленая!  Польза миллионная! ...