рейтинг блогов

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»

топ 100 блогов sergiovillaggio27.09.2022
Более ста лет назад, в далёком 1915 году, в это самое утро погиб итальянский броненосец "Бенедетто Брин" - первый из череды итальянских линкоров, нашедших свой конец прямо в собственной гавани...
На фото он представлен в гавани Специи в первые дни апреля 1913 года.

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Ранним утром понедельника 27 сентября 1915 г. на рейде итальянского порта Бриндизи, как обычно, дымили корабли Второй эскадры вице-адмирала Эрнесто Пресбитеро. Война с Австро-Венгрией шла уже четыре месяца, но до жителей этого оживленного города пока долетали лишь ее отголоски. День начинался, как обычно. Матросы заканчивали утреннюю приборку, офицеры выслушивали доклады о состоянии вверенных им подразделений.

Идиллию нарушил мощный взрыв, прогремевший над рейдом ровно в 8 часов утра. Во многих домах повылетали окна, усыпав мостовые осколками стекла. Над тем местом, где стоял на бочке флагманский корабль 6-й дивизии броненосец «Бенедетто Брин», поднимался стометровой высоты столб желтоватого дыма, характерного для горения баллистита. Многотонная кормовая 12-дюймовая башня старого линкора силой взрыва была подброшена в воздух и упала в море по левому борту. Вслед за первым взрывом раздалось еще несколько, куда менее мощных. Когда дым рассеялся, стало видно, что корабль с оторванной кормовой оконечностью, медленно, но неуклонно погружается на дно гавани глубиной около 10 метров. Его грот-мачта рухнула за борт, от кормовой трубы остался лишь разрушенный остов, тогда как носовая часть не имела видимых повреждений, никуда не делось даже развешенное для просушки белье.

Фаусто Лева – один из очевидцев, находившихся в то роковое утро в районе порта, – так описывал произошедшее в своих воспоминаниях:
«Я увидел густой дым, из которого внезапно появилась стальная кормовая башня 305-мм орудий; она взлетела на воздух в результате взрыва внутри корабля, а потом упала в воду слева от него. Через несколько мгновений, когда рассеялся дым, являвшийся результатом взрыва, перед глазами появился корпус «Бенедетто Брина», еще не лежащий на дне, но медленно уходящий под воду. Поврежденный корпус скрылся под водой до уровня батарейной палубы, корма уже полностью погрузилась. Корабль выглядел деформированным, превращенным в груду обломков, кормовая мачта и дымовая труба были оторваны. Носовая мачта продолжала стоять прямо и вертикально».

Незамедлительно развернулась спасательная операция. Спустя всего несколько минут после взрыва на полуразрушенный броненосец прибыли моряки с французского эсминца «Бори» и миноносцев №368 и №369, чья стоянка находилась всего в сотне метров. Они, прежде всего, стали поднимать оказавшихся в воде итальянских моряков и оказывать медицинскую помощь раненым. Следом подошла шлюпка с итальянского миноносца «Чентауро». Несколько французских и итальянских моряков поднялись на борт броненосца, чтобы помочь в тушении пожаров и снять с корабля легковоспламеняющиеся материалы и боеприпасы.

Вскоре вокруг севшего на дно «Бенедетто Брина» буквально толпились шлюпки и катера, готовые принять раненых и уцелевших. Дисциплина на борту оставалась примерной: несмотря на смятение, вызванное взрывом, никто не покидал корабль до тех пор, пока не был отдан приказ, и не прибыли спасательные средства. Выловленных из воды развозили по больницам и гостиницам, стараясь обеспечить наилучшие условия. Последующая поверка показала, что в живых остались 9 офицеров и 473 унтер-офицера и матроса, около сотни из которых получили ранения, многие – тяжелые. Лишь после этого стал окончательно понятен масштаб катастрофы, оказавшейся одной из самых печальных в истории итальянского фота.
В момент трагедии на борту броненосца находилось 943 офицера и матроса. Для большинства из них это утро оказалось последним в их жизни. Эпицентр взрыва пришелся на район офицерских помещений, что, вкупе с обширными разрушениями корпусных конструкций и быстрым затоплением корабля, вызвало огромные потери. «Бенедетто Брин» унес жизни 21 офицера и 433 унтер-офицеров и матросов. В числе погибших оказались командир 6-й дивизии контр-адмирал Эрнесто Рубен де Сервен, тело которого было найдено спустя несколько дней, и командир корабля капитан 1 ранга Джино Фара Форни.

Вскоре после трагедии была создана комиссия для выяснения причин гибели линкора. Ее возглавил  адмирал Луиджи Амедео ди Савойя герцог Абруццкий. И хотя основной версией с самого начала считался взрыв в кормовом погребе боезапаса самого корабля, на начальном этапе расследования рассматривались все возможные варианты.
Одним из первых было отвергнуто предположение, что «Бенедетто Брина» торпедировала австро-венгерская подводная лодка, сумевшая незаметно проникнуть в гавань Бриндизи. Обследование бонового заграждения, закрывавшего вход, показало его полную целостность, охрана рейда неслась надлежащим образом, что дало основание утверждать, что никакой вражеский корабль не мог произвести нападение на стоявший на якоре броненосец.

Более вероятным сочли самовозгорание баллистита, содержавшегося в артиллерийских зарядах. Это взрывчатое вещество имело склонность к химическому разложению, а нахождение эпицентра взрыва в районе кормовых погребов говорило в пользу данной версии. К тому же, на памяти членов комиссии наверняка оставались аналогичные случаи гибели броненосцев иностранных флотов: японского «Микаса», французских «Йена» и «Либертэ». Не исключалась и возможность диверсии, однако, учитывая меры безопасности, принятыми с первых дней войны, комиссия решительно отвергла возможность проникновения на борт австро-венгерских диверсантов и пришла к заключению, что если «адская машинка» и могла стать причиной взрыва, то доставить ее могли только итальянцы, по каким-либо соображениям согласившиеся работать на врага. Так или иначе, точная причина гибели «Бенедетто Брина» в то время не была установлена.

Носовая башня и ходовой мостик погибшего линкора продолжали возвышаться над поверхностью акватории гавани до конца войны. Уцелевшие орудия главного калибра еще до окончания боевых действий демонтировали и установили на понтоны, использовавшиеся в системе береговой обороны Венеции. Таким же образом поступили с большей частью средней и противоминной артиллерии, продолжившей службу на вспомогательных кораблях или на сухопутном фронте. Сам броненосец признали не подлежащим восстановлению ввиду солидного возраста и тяжести полученных повреждений. Королевским декретом от 9 декабря 1915 г. его исключили из списков флота и в послевоенные годы разобрали на месте. Работы закончились в 1924 г. Останки погибших членов экипажа были извлечены из остова корабля и преданы земле в девятую годовщину трагедии…

Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
Гибель броненосца «Бенедетто Брин»

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Отличный вечер. Сижу, вяжу, слушаю музыку, смотрю телевизор, грызу шоколад, ноги под столом в ванночке с теплой водой и с пеной с запахом трав и лаванды. Хм...Так, сколько я дел одновременно делаю? Хорошего вам вечера, дорогие. p.s. Аааа я еще напеваю - "..он целует меняяя, он кусает меняя ...
Фото: Анна Евгеньева Как мы ищем любовь! Но мы ее найдем тогда, когда свое сердце откроем, своей жизнью откроем, когда научимся другого понимать - мать, ребёнка, мужа, жену - понимать самого дорогого, ближнего своего! А мы ругаем, осуждаем, отталкиваем, оправдываясь какими угодно ...
"Аааа, это кино пропагандирует предательство, низабудимнипрастим!" "Главный герой Боевых Товарищей променял на каких-то инопланетян, уууу, прррредатель!" "Человечество предал, сука!" "Помянем преданных им Земных Фронтовиков, братие!" "Да эта Корпорация вызывает гораздо большую симпатию, ...
В минувшую субботу ездила в Амстердам на гей парад. Без лишних слов, это самый веселый и прикольный уличный парад-представление-шоу, на которых мне приходилось бывать. Умение геев веселиться наложенное на голландское умение организации ...
Добрый день, 1)Где у нас можно купить рубашки с длинными рукавами (smart и casual) в офлайне? Чтобы было и не сильно дорого и выбор нормальный и чтобы были однотонные? 2) И также где офисные люди заказывают себе рубашки онлайн? Наверно лучше всего поехать в Европу, Америку, но я там ...