Гибель броненосца «Бенедетто Брин»
sergiovillaggio — 27.09.2022На фото он представлен в гавани Специи в первые дни апреля 1913 года.
Идиллию нарушил мощный взрыв, прогремевший над рейдом ровно в 8 часов утра. Во многих домах повылетали окна, усыпав мостовые осколками стекла. Над тем местом, где стоял на бочке флагманский корабль 6-й дивизии броненосец «Бенедетто Брин», поднимался стометровой высоты столб желтоватого дыма, характерного для горения баллистита. Многотонная кормовая 12-дюймовая башня старого линкора силой взрыва была подброшена в воздух и упала в море по левому борту. Вслед за первым взрывом раздалось еще несколько, куда менее мощных. Когда дым рассеялся, стало видно, что корабль с оторванной кормовой оконечностью, медленно, но неуклонно погружается на дно гавани глубиной около 10 метров. Его грот-мачта рухнула за борт, от кормовой трубы остался лишь разрушенный остов, тогда как носовая часть не имела видимых повреждений, никуда не делось даже развешенное для просушки белье.
Фаусто Лева – один из очевидцев, находившихся в то роковое утро в районе порта, – так описывал произошедшее в своих воспоминаниях:
«Я увидел густой дым, из которого внезапно появилась стальная кормовая башня 305-мм орудий; она взлетела на воздух в результате взрыва внутри корабля, а потом упала в воду слева от него. Через несколько мгновений, когда рассеялся дым, являвшийся результатом взрыва, перед глазами появился корпус «Бенедетто Брина», еще не лежащий на дне, но медленно уходящий под воду. Поврежденный корпус скрылся под водой до уровня батарейной палубы, корма уже полностью погрузилась. Корабль выглядел деформированным, превращенным в груду обломков, кормовая мачта и дымовая труба были оторваны. Носовая мачта продолжала стоять прямо и вертикально».
Незамедлительно развернулась спасательная операция. Спустя всего несколько минут после взрыва на полуразрушенный броненосец прибыли моряки с французского эсминца «Бори» и миноносцев №368 и №369, чья стоянка находилась всего в сотне метров. Они, прежде всего, стали поднимать оказавшихся в воде итальянских моряков и оказывать медицинскую помощь раненым. Следом подошла шлюпка с итальянского миноносца «Чентауро». Несколько французских и итальянских моряков поднялись на борт броненосца, чтобы помочь в тушении пожаров и снять с корабля легковоспламеняющиеся материалы и боеприпасы.
Вскоре вокруг севшего на дно «Бенедетто Брина» буквально толпились шлюпки и катера, готовые принять раненых и уцелевших. Дисциплина на борту оставалась примерной: несмотря на смятение, вызванное взрывом, никто не покидал корабль до тех пор, пока не был отдан приказ, и не прибыли спасательные средства. Выловленных из воды развозили по больницам и гостиницам, стараясь обеспечить наилучшие условия. Последующая поверка показала, что в живых остались 9 офицеров и 473 унтер-офицера и матроса, около сотни из которых получили ранения, многие – тяжелые. Лишь после этого стал окончательно понятен масштаб катастрофы, оказавшейся одной из самых печальных в истории итальянского фота.
Вскоре после трагедии была создана комиссия для выяснения причин гибели линкора. Ее возглавил адмирал Луиджи Амедео ди Савойя герцог Абруццкий. И хотя основной версией с самого начала считался взрыв в кормовом погребе боезапаса самого корабля, на начальном этапе расследования рассматривались все возможные варианты.
Более вероятным сочли самовозгорание баллистита, содержавшегося в артиллерийских зарядах. Это взрывчатое вещество имело склонность к химическому разложению, а нахождение эпицентра взрыва в районе кормовых погребов говорило в пользу данной версии. К тому же, на памяти членов комиссии наверняка оставались аналогичные случаи гибели броненосцев иностранных флотов: японского «Микаса», французских «Йена» и «Либертэ». Не исключалась и возможность диверсии, однако, учитывая меры безопасности, принятыми с первых дней войны, комиссия решительно отвергла возможность проникновения на борт австро-венгерских диверсантов и пришла к заключению, что если «адская машинка» и могла стать причиной взрыва, то доставить ее могли только итальянцы, по каким-либо соображениям согласившиеся работать на врага. Так или иначе, точная причина гибели «Бенедетто Брина» в то время не была установлена.
Носовая башня и ходовой мостик погибшего линкора продолжали возвышаться над поверхностью акватории гавани до конца войны. Уцелевшие орудия главного калибра еще до окончания боевых действий демонтировали и установили на понтоны, использовавшиеся в системе береговой обороны Венеции. Таким же образом поступили с большей частью средней и противоминной артиллерии, продолжившей службу на вспомогательных кораблях или на сухопутном фронте. Сам броненосец признали не подлежащим восстановлению ввиду солидного возраста и тяжести полученных повреждений. Королевским декретом от 9 декабря 1915 г. его исключили из списков флота и в послевоенные годы разобрали на месте. Работы закончились в 1924 г. Останки погибших членов экипажа были извлечены из остова корабля и преданы земле в девятую годовщину трагедии…
|
</> |