Гибель миноносца Т-18
sergiovillaggio — 17.09.2022 В этот день в 1944 году авиация Краснознаменного Балтийского флота добилась заметного успеха - был потоплен один из наиболее крупных боевых кораблей противника, действовавших в Финском заливе.По этому случаю приведу кусочек текста, написанного Мирославом Морозовым, из нашей с ним книги о миноносцах Кригсмарине, вышедшей в далеком 2009 году.Миноносец Т-18 в 1941 году (единственный, имеющийся у меня, снимок этого корабля)
Утром 17 сентября Т-18, Т-13 и Т-20 находились в точке 59°23’ с.ш. и 23°50’ в.д., когда обнаружили очередной эстонский куттер с беженцами и остановились для его осмотра. Непосредственно осмотр производил экипаж Т-18, который спустил шлюпку, пришвартовавшуюся к борту эстонца. Два других миноносца находились рядом, но командир флотилии, несмотря на то, что сам находился на Т-18, не отдал им приказа занять позиции для прикрытия флагмана. Спустя 10 минут ему пришлось пожалеть о своей беспечности – на горизонте показалась пара “бостонов”.
Т-20, находившийся на большом расстоянии впереди взял под обстрел торпедоносец ст. лейтенанта М.В. Борисова (впоследствии удостоен звания Героя Советского Союза), который сбросил свою торпеду на очень большом удалении и отвернул. Топмачтовик лейтенанта С.П. Пудова устремился к борту Т-18, который попытался дать ход, но не успел этого сделать и потому не слушался руля. Т-13, находившийся сзади и с противоположного от стороны атаки борта ничем не мог помочь флагману.
Командиру миноносца обер-лейтенанту Майер-Абих оставалось рассчитывать только на собственные силы. В прошлом он служил 2-м вахтенным офицером на эсминце “Гермес” на Средиземном море и неоднократно принимал участие в отражении воздушных налетов. Самым эффективным способом он считал внезапное открытие огня из всех видов оружия с дистанции примерно 5000 м в момент, когда самолет ложится на боевой курс. Этот прием неоднократно отрабатывался на корабельных учениях и был доведен до автоматизма. Неизвестно, чем бы все закончилось на этот раз, если бы не случайность – стоявший на посту передачи сигналов кадет замешкался, не дернул ручки телеграфа передачи команд зенитной артиллерии и не включил звуковую сирену. Из оцепенения зенитчиков вывел крик самого командира. Новой случайностью не в пользу врага стало то, что носовой “бофорс” имел задержку при стрельбе, а огонь открыли только 37-мм полуавтоматы, да и то, по-видимому, уже после того, как Пудов с дистанции 150-200 м прицельно сбросил две 250-кг бомбы.
Было 07:08, когда обе они попали в корабль. Так как в последующие 30-40 секунд ничего не последовало, Майер-Абих подумал, что бомбы прошили миноносец навылет, но тут последовал внезапный взрыв. 37-мм установка и части дымовой трубы были оторваны взрывом и улетели за борт. Корабль разломился по переборке между 1-м и 2-м котельными отделениями и начал тонуть. В течение 7 минут обе его половинки скрылись под водой. С воды было подобрано 98 человек, включая командиров корабля и флотилии, а также находившийся на борту эстонский беженец; 30 человек, главным образом из состава котельной команды и расчетов 37-мм зениток, погибли. Интересно отметить, что потопление миноносца прошло для нашей пары настолько безболезненно, что по возвращению летчики доложи о потоплении тральщика – редчайший случай занижения своего боевого успеха.
А-20Ж "Бостон" 51-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ взлетает с временного аэродрома
Лейтенант С.П. Пудов - совершил три боевых вылета, поразил три цели!
Так выглядел налет на Т-18 в представлении неизвестного иностранного художника
|
</> |