Г.Х. Андерсен. Сказка о целительных зеркалах и одиночестве
ignat_dvornik — 22.02.2023как зеркало, воде?
Своё собственное изображение,
но он был уже не безо бразною
тёмно-серою птицей, а – лебедем!
Доброе утро, друзья мои!
#зимавместе
#10полезныхпостов
#сказкотерапия
Перелистывая сборник сказок Г.Х.Андерсена, конечно, я не смог пройти мимо такого роскошного материала как сказка "Гадкий утенок"
Кладезь подростковых проблем, становления личности,
обретения себя
Вы же сразу узнали сказку по тем строчкам, что стояли в начале? Да
и картинка не могла нас обмануть!
Занимаясь анализом сказки, я долго пытался
понять, почему гадкий Утенок ушел на болото и какой в этом
психологический смысл для героя?
Вряд ли Андерсен случайно отправил туда гадкого Утенка,
думал я.
Прожив очень сложную жизнь, сам глубоко травмированный, автор
создавал своих героев, проницательно и тонко изнутри понимая их
внутренний мир и их переживания.
Поскольку весь текст анализируемого произведения для меня
представляется как процесс поиска и обретения идентичности, то
логично было бы предположить, что и этот этап в жизни героя не
случаен в этом смысле.
Вот так и появились эти размышлизмы Дворника, всего лишь, как
попытка понять и психологически объяснить этот эпизод в жизни
гадкого Утенка. Я вижу его как один из важных этапов в поисках его
подлинной лебединой идентичности.
Оказавшись в состоянии изгойства, «заклеванный»
обитателями птичьего двора, Гадкий Утенок в итоге был вынужден
бежать от них подальше.
В данном случае для него этот побег являлся необходимостью для
выживания физического.
Но думаю, что в этом действии гадкого Утенка содержится еще и
психологический смысл.
Уход гадкого Утенка на болото можно проинтерпретировать как
смещение фокуса внимания с отражения и восприятия своего Я
Другими на самоотражение и самовосприятие.
Думаю, что это очень важный этап в развитии идентичности
каждого человека. В течение своей жизни человек проходит несколько
таких этапов. Подростковый возраст – один из самых заметных из
них.
Подростковый кризис – это своеобразное бегство на
болото к истокам своего Я, подальше от мира взрослых, не
сомневающихся в своем знании, каким должен быть этот мир и
подросток как часть этого мира.
Те же подростки, которые в силу ряда причин не смогли этого сделать
в свое время, оказались зафиксированы на этом этапе развития
их идентичности – предрешенной идентичности, если
пользоваться терминологией Дж.Марсиа.
О возможном варианте развития дальнейшей жизни гадкого
Утенка, послушно внимавшего голосам взрослых, не прожившего кризис
подросткового возраста можно и нужно поговорить позже, в другом
размышлизме.
В реальной жизни нам, безусловно, важны другие. В том числе и
для формирования своей идентичности. Вглядываясь в них, как в
зеркала, мы пытаемся отразиться в них, обнаружить тем самым свою
идентичность, построить свой образ Я.
Но всегда ли эти зеркала дают нам правдивую, адекватную
информацию? Очень часто эти зеркала оказываются
кривыми.
Была ли у гадкого утенка возможность раскрыть свою
лебединую идентичность, не покидая птичьего двора?
Вряд ли… Там он жил в мощном потоке посланий, неустанно твердивших
ему, каким он должен быть. Утки, Куры, Индюки и прочие
обитатели птичьего двора настойчиво и безапелляционно наперебой
учили его правде жизни, навязывая ему свой образ мира и свое
видение его Я.
Его уход был неизбежен и необходим.
Он ушел на болото и жил там какое-то время в одиночестве.
Пока не встретил своих сородичей. Но прежде, чем он смог отразиться
в зеркале водной глади и увидеть там свое отражение, ему
нужно было встретиться и прожить ряд важных переживаний вдали от
социума – на болоте.
Болото психологически можно рассматривать как метафору
депрессии. Мы боимся депрессии. Мы убегаем от нее в деятельность.
Убегаем в суету, стараясь не встречаться с ней. Но у депрессии есть
поистине целительные свойства. Депрессия – это возможность побыть в
одиночестве.
Одиночество же, как и депрессия, часто воспринимается
людьми как нежелательное состояние, которое нужно избегать. Но лишь
в одиночестве появляется возможность встретиться с собой.
Возможность услышать негромкий голос своего Я, заглушаемый в
обычной жизни плотным хором голосов Других. Возможность всмотреться
в свое отражение, не искаженное рябью текущих, отвлекающих событий,
не искривленное проекциями других людей.
Другие люди – кривые зеркала. Такова реальность и нужно об
этом помнить.
Неважно, какие они по модальности:
доброжелательные или враждебные. Но они, безусловно,
искажающие. И их число несметно. Многочисленные взрослые –
воспитатели, учителя, родственники, пытающиеся лепить из ребенка
социально нормативного члена общества. Даже любящие родители,
желающие своему ребенку добра, навязывают ему свое видение
его, приписывают ему свой образ его Я. Все эти прекрасные и не
очень люди будут вас учить, советовать, наставлять… И очень редко –
слушать…
Поэтому так важно в жизни одиночество, чтобы в его тишине
попытаться всмотреться в неискаженную поверхность воды и обнаружить
там отражение своего Я.
Гладь воды – метафора неискаженной обратной связи. Лишь там
можно увидеть свое истинное отражение.
Развитие личности парадоксально колеблется от полюса
Другой к полюсу Я. Безусловно, человеку, чтобы стать Человеком,
нужен человек. А также ему нужно одиночество. Одиночество как
необходимое условие для встречи с собой.
Каждому из нас периодически важно «уходить на болото». Чтобы
увидеть свое истинное отражение на поверхности глади воды.
А про поиски идентичности Гадкого утенка мы обязательно
поразмышляем. Тема то важная. Правда ведь?