рейтинг блогов

Геннадий Фадеев про "Сапсаны" и приватизации

топ 100 блогов periskop14.04.2016 Интересное интервью в "Гудке" первого министра путей сообщения постсоветской России и первого президента РЖД Геннадия Фадеева. Если кто не знает - это до сих пор очень влиятельный в отрасли ветеран-управленец.
Отрывок из интервью - ниже. Там много любопытного, особенно про историю приобретения "Сапсанов".
Наиболее интересные пассажи я выделил болдом.
Геннадий Фадеев про Сапсаны и приватизации

- Вы дважды были во главе МПС, а потом стали первым президентом ОАО «РЖД». С высоты огромнейшего опыта какие болевые точки в отрасли вам видятся?

– Вопрос номер один – это система управления. Одним сокращением расходов эффективности не добьёшься. Надо больше зарабатывать. А зарабатывать можно, когда система великолепно управляет тем, чем сегодня располагает компания.
Во-вторых, надо помнить, что говорил родоначальник наших железных дорог Павел Петрович Мельников: в России должны быть российские рельсы, российские паровозы и вагоны, свои российские инженеры.

Когда я принял Министерство путей сообщения РФ в 1992 году, то первый приказ подписал по импортозамещению. Что подтолкнуло к этому? Дело в том, что единственным заводом в стране, который строил электрички, был Рижский, а он после распада Союза сразу поднял цены в три раза. Мы создали своё производство на Демиховском заводе. Поднимали его все вместе – дороги направляли деньги в счёт будущих поставок электричек. И через 1,5 года завод выдал прицепные вагоны, а ещё через год и моторные. Сейчас основной парк электропоездов – демиховского производства. Их у нас покупают и наши соседи по СНГ.

В те же годы мы договорились о выпуске совместной продукции с компанией Plasser und Theurer, а это законодатель мод в путевой технике. Прошло немного времени, и на Калужском заводе начали выпускать собственные великолепные путеремонтные машины, ничем не уступающие австрийским, но дешевле по стоимости. Мы продавали их в Иран и страны СНГ.

А ведь было и такое мнение: зачем изобретать велосипед? Купим за рубежом. Вот и «Сапсан» купили… А теперь планируем строить в России сеть высокоскоростных магистралей, а своего отечественного высокоскоростного поезда у нас нет. Между тем в 2005 году, будучи президентом ОАО «РЖД», я подписывал контракт с компанией «Сименс», по которому мы планировали закупить 55 поездов за 1,5 млрд евро. На каких условиях? Первые три поезда выпускают в Германии, а четвёртый и последующие – с нарастающей локализацией производства узлов на российских заводах. Кроме того, «Сименс» передаёт (продаёт) нам всю документацию по их производству и соответствующее оборудование. Мы обучаем свои кадры в Германии, а затем начинаем совместное производство высокоскоростных поездов в России.

Но через два месяца я ухожу в отставку. Этот контракт аннулируется и подписывается новый. ОАО «РЖД» за 750 млн евро закупает семь поездов, полностью изготовленных в Германии, на условиях, что сервисное обслуживание проводит компания «Сименс» на всём протяжении жизненного цикла, а это 30 лет! Вот вам и импортозамещение…


– Да, иногда решения не поддаются здравому анализу. Но вот ещё одна острейшая проблема – где взять инвестиции для железных дорог? Кое-кто считает, что для этого надо просто завершить либеральные реформы и приватизировать ОАО «РЖД». Как вы на это смотрите?

– Привлечь инвестиции в развитие железных дорог – сложная проблема, потому что срок их окупаемости большой. А вот когда создаётся транспортно-логистический центр (проекты такие есть сегодня в той же Москве), тут надо привлекать частный капитал. Когда образуется совместное предприятие с хорошей долей прибыли – надо идти. Но инфраструктуру – мосты, пути, дороги – приватизировать нельзя. Не случайно в своё время Сергей Витте выкупал частные железные дороги в государственную казну и объединял их, создавал общий инвентарный парк. Он это делал в интересах государства.

Все эти годы активно идёт дискуссия и об отделении инфраструктуры от перевозочного процесса. Впервые его подняли на расширенном заседании Коллегии МПС с участием министра экономики Германа Грефа и других членов кабинета министров. Министром путей сообщения был тогда Николай Аксёненко. Мне дали слово как члену коллегии и начальнику Московской железной дороги. И я сказал, что буду голосовать против такого решения. И предложил: давайте мы первые 5–10 лет поработаем без разделения. Если будут созданы условия, которые станут подталкивать нас к дальнейшим шагам, вернёмся к этому вопросу. И Герман Греф тогда с этим согласился. «Мы так и запишем в решении», – сказал он.
И сегодня стоит, как говорится, семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Разве условия появились? Всё просчитано и продумано?

– Вы говорили, что важно обеспечить баланс интересов государства, РЖД и пользователей услуг. Когда его нет, тогда и появляются «узкие места». Какие из них вас сегодня больше всего беспокоят?

– Меня в своё время учили, что путь – всему голова. И я не могу понять, почему Забайкальскую железную дорогу превратили в непроезжий участок Транссиба? С начала этого года там произошло уже несколько сходов грузовых поездов. Как такое возможно: путь пропустил 1,3 млрд тонн грузов, и его не обновили, не заменили? Сейчас, мне известно, туда направляют ПМС из европейской части страны. А до этого куда смотрели? На сети дорог сегодня более 25 тыс. км с просроченными межремонтными сроками – четверть всей протяжённости железных дорог. Мы рубим сук, на котором сидим.

Вчера я проехал на сдвоенном «Сапсане» от Питера до Москвы. Поезд так бросало в пути следования, особенно на стрелочных переводах, что не верилось, в скоростном ли поезде едешь. Плавность хода нарушена. И виной всему недостаточный уровень содержания пути. Создав скоростную систему, надо её холить и лелеять. Скоростные поезда, дневные экспрессы пользуются спросом, и этот спрос надо наращивать. Но это возможно только при повышении качества услуг – и прежде всего безопасности движения.

Сегодня на железных дорогах много новшеств, и это радует. Можно по Интернету получить и оплатить проездной билет. В сообщении с крупными городами и югом страны в расписании добавляются поезда. Всё это хорошо. Но в то же время практически нет пригородного движения на Забайкальской дороге, в частности в Амурской области. На БАМе остался всего один пассажирский поезд Комсомольск – Тында. Это же не значит, что там никто не хочет ездить или там нет проблем?

Оставить комментарий

Посты по теме:

Морские вести России

Парк грузовых вагонов на сети РЖД в марте сократился на 8%, до 1135 млн единиц
ТАСС
МОСКВА, 14 апреля. /ТАСС/. Общий парк грузовых вагонов на сети "Российских железных дорог" (РЖД) в марте 2016 года составил 1,135 млн единиц, что на 8,1% ниже, чем в марте 2015 года (1,235 млн единиц). Соответствующие данные содержатся в информационно-аналитическом ...
В 2017 году на сети РЖД профицит вагонов может смениться их дефицитомРЖД-Партнер.Ру
Рынок уже переключился на приобретение полувагонов нового поколенияГудок

Все похожие статьи: 5 »

РБК

Триллионы в путь: на чьи деньги РЖД построят дорогу Москва — Казань
РБК
РЖД подготовили обновленную финансовую модель строительства и эксплуатации высокоскоростной ж/д магистрали Москва — Казань. Большую часть средств монополия ждет от российского Минфина и китайских инвесторов. В распоряжении РБК оказался доклад РЖД с ...

и другие »

Московский комсомолец

В депо РЖД в Москве нашли боевой снаряд времен ВОВ
Московский комсомолец
В депо РЖД в Москве нашли боевой снаряд времен ВОВ. Сегодня в 11:56, просмотров: 1523. В депо РЖД в Ольховском переулке в центре Москвы найден снаряд времен Великой Отечественной войны, сообщает агентство «Москва». По данным источника в экстренных службах, ...
В депо РЖД в центре Москвы нашли похожий на снаряд предметГазета.Ru
В центре Москвы в депо РЖД найден снаряд времен ВОВРИА "VistaNews"
В центре Москвы в депо РЖД обнаружили похожий на снаряд предметОбщественный контроль
http://krpress.ru/ -Avtoinsider интернет-журнал
Все похожие статьи: 40 »
Архив записей в блогах:
 Операция по уничтожению Усамы бин Ладена на вилле в пакистанском городе Абботтабаде продлилась менее часа, сообщили официальные американские источники. Ликвидация произошла 1 мая. Бойцы спецназа прибыли к двухэтажной вилле в районе Билаль, ...
...
Есть такая организация, Orange Labs, непосредственно имеющая отношение к оператору связи Orange, которым владеет государство ( ну или по крайней мере контрольным пакетом). И, как правило, вышки мобильной связи и возможно передатчики, для разных операторов, тоже их собственность. ...
Три процента / 3% (2016) 1 сезон   Недалёкое малонаселённое будущее и мир чётко разделён на два места: нищие Трущобы и легендарное райское Побережье. Оно реально существует - раз в год приезжают оттуда люди и для всех 20-летних проводят отборочные игры. Через них пройдут самые ...
davpog поделился ссылкойvoden.ya.ru/replies.xml?item_no=22515Застряв носом в фильтре и потеряв ...
  • kpoxa_kaptoxa : индекс сметной стоимости строительства в РЖД, и каким документом регламентируется

  • Funkodelic : @putnik Поликлиника РЖД. Ценник гуманный

  • Zulfia5802767 : RT @infomoscow24: Найденные в депо РЖД в центре Москвы мины не представляют опасности Включайте новости https://t.co/4NukuEo2PB https://t.c…

  • karina_lando : РЖД летом запустят беспересадочные вагоны в Болгарию и Черногорию

  • Nkeiruca : @AlyonaFonya @Adler_Tasha слышала, что РЖД так делает. Изучите это ?, может решит вашу проблему.

  • ihcesneal : РЖД увеличат в 2016 г. объем закупок у малого и среднего бизнеса в 2,5 раза до 50 млрд руб

  • voronage : Белгородский арбитраж отразил попытки «дочек» РЖД взыскать с региона более 400 млн рублей за убыточные электрички https://t.co/DcX4VitOrN

  • khiteeva : RT @rzd_official: Мобильное приложение "Билеты на поезд" скачали уже 100 тысяч раз, и это только начало! https://t.co/DFUFiyAy9E #ржд #ждби…

  • vrnpress : Белгородский арбитраж отразил попытки «дочек» РЖД взыскать с региона более 400 млн рублей за убыточные электрички https://t.co/0xRgqLHnqA

  • oliashinkorenko : РЖД увеличат в 2016 г. объем закупок у малого и среднего бизнеса в 2,5 раза до 50 млрд руб: РЖД с 1 июля 2015 ... https://t.co/Z2A07LQGhm

  • elkin_v : @Sergey_12 твоюжмать.. так и придётся на РЖД пересесть.