Гениальный Юрий Анненков
klyos — 07.10.2024Юрий Павлович Анненков — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, писатель, театральный критик, поэт.
Родился 11 [23] июля 1889 года в Петропавловске-Камчатском (Приморская область, Российская империя) в семье революционера-народовольца Павла Анненкова, который отбывал ссылку в Петропавловске. В 1894 году семья перебралась в Петербург.
В 1908 году поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга. В 1909 году провалив экзамен в Академию художеств и поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского.
В 1911 году уехал в Париж. В 1911—1912 годах брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер.
В 1913 году вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала «Сатирикон».
Книга-сказка Максима Горького «Самовар», опубликованная в 1917 году, была его первой работой в качестве книжного дизайнера.
Его признание как книжного иллюстратора пришло после его самой известной работы — оформления поэмы Александра Блока «Двенадцать», опубликованной в 1918 году.
В 1923 году выполнил обложки и иллюстрации к «Мойдодыру» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).
В 1916—1924 годах много занимался портретом.
В 1922 году в издательстве «Петрополис» вышла книга «Портреты», основу которой составили созданные им портреты отечественных и зарубежных знаменитостей. В неё включены также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е. Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, — и список его работ. Всего в книге 80 портретов.
В том же году создал рекламу-иллюстрацию первого петербургского крематория.
В 1924 году для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Еленой Гальпериной — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». (это официальная версия, изложенная в статье в Википедии)
К слову сказать и театр «Летучая мышь» в этом же году покидает СССР. То есть толчком послужил переезд за границу жены — балерины Елены Гальпериной.
Женщины играли важную роль в жизни мастера!
И здесь начинаются разночтения в биографии...
Разночтения даже в статьях Википедии (русская и английская версии отличаются): отечественная.. почему-то стыдливо умалчивает о многом — даже не касаясь его личной жизни, а политических взглядах в то время!
По заказу большевистского правительства Анненков вместе с Мстиславом Добужинским, С. Масловским и А. Кугелем разработали и поставили мистерию под открытым небом «Гимн освобожденного труда» 1 мая 1920 года в Петрограде.
Позже — в том же году Анненков поставил и оформил еще одно массовое шоу, Штурм Зимнего дворца, в рамках празднования годовщины Октябрьской революции на Дворцовой площади в Петрограде. В 1919-1920 годах он создал серию абстрактных скульптурных ассамбляжей и коллажей под влиянием движения дада. (английская википедия)
Но вернёмся к женщинам мастера... Cherchez la femme!
Елена Гальперина не снискала славы знаменитой или великой танцовщицы, но была первой женщиной, к которой художник отнёсся достаточно серьёзно, чтобы сделать ей предложение руки и сердца. И из всех мадам Анненкофф она была самой первой. Их брак продлился около десяти лет.
Кто же была вторая мадам Анненков?
Ещё в 1919 году он познакомился с актрисой Валентиной Мотылёвой. Она была подругой Елены. Валентина жила в Москве и называла Анненкова мужем, а Елена в Петрограде. Художник метался между двумя городами и буквально делил себя между двумя женщинами. Лена знала о романе, но считала главной — духовную связь с мужем и поэтому не очень-то волновалась поначалу...
Но продолжаться бесконечно это не могло, в конце концов Анненков заявил Елене Гальпериной, что он женится на Валентине. Случилось это перед отъездом художника в эмиграцию, куда он уехал с Мотылёвой! (источник)
Отлично! Кому же верить из биографов?! По статье, размещенной в Википедии, художник уезжает за границу с Еленой Гальпериной☝️.
Продолжу цитировать тот же источник:
«В 1922 году вышел альбом Портреты и в нём присутствовал её портрет. А когда в 1924 году Юрий Анненков получил приглашение на участие в Венецианской биеннале, рядом с ним должна была быть жена. И ею стала Валентина (Тина как её звали).
Обосновавшись в Париже, Анненков начал выстраивать свою карьеру заново, а Валентина активно ему помогала и поддерживала, так как была гостеприимной хозяйкой. Анненкову нужен был широкий круг общения, Валентина принимала всех: от художников до артистов, от старых знакомых до новых. Она продолжала играть на сцене, в частности в Русском драматическом театре, где была задействована во многих спектаклях. Во время Второй мировой войны она выступала и с Русской драмой, но в то время она уже была одна. Вторую жену Анненкова поджидала судьба первой...
Встретилась очередная красавица, белокурая, но очень юная Наташа Беляева, мечтавшая сниматься в кино. И Юрий Павлович снова не устоял. Оставив квартиру Валентине, он съехался Наташей, придумав ей красивый псевдоним Натали Наттье. Разница в возрасте у них была большой и Натали не собиралась быть верной подругой престарелому художнику и в 1947 году она Анненкова покинула. Но и к Валентине он не вернулся.
После войны у неё начались проблемы со здоровьем, десять лет она провела в кресле-каталке в анненковской квартире, увешанной живописью из прежней жизни, оставаясь радушной хозяйкой. Развелись они в 1955 году, но до конца жизни Тина (Валентина) оставалась мадам Анненкофф…».
Валентина Ивановна Анненкофф (Мотылёва) (1893 – 1978) похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
После 1934 года Юрий Павлович серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг» (реж. Анатоль Литвак), «Тарас Бульба» (реж. Алексей Грановский, оба — 1936), «Вечное возвращение» (реж. Жан Деланнуа, 1943) и другие.
В 1955 году номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).
В 1945—1955 годах — президент «Синдиката техников французской кинематографии».
В 1969—1970 годах — оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.
Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты...
Умер 12 июля 1974 года в Париже.
Источники:
artchive.ru/artists/1974~Jurij_Pavlovich_Annenkov