Гениальные дети как надежда на будущее
blau-kraehe — 15.05.2024 Антон Лазарев написал два поста о самых известных детских фильмах позднего советского времени: "Приключения Электроника" и "Гостья из Будущего", в целом абсолютно верные, и мне хотелось бы несколько расширить эту мысль."преобразование", превращение Сыроежкина из ленивого "Савла" в трудолюбивого и социально-активного "Павла" и есть в нем настоящая фантастика. - пишет Анлазз об "Электронике". Я бы добавила, что ключевой является и фигура самого Электроника, который перевоспитывает "близнеца", но и сам представляет собой некий идеал, к которому следует стремиться, а то, что мальчик искусственный - вовсе не беда, он же сам стремится стать человеком и в конце, как мы понимаем, им становится. Электроник и в математике блистает. и поет, и в спорте отличается.
Нетрудно заметить, что тот же самый мотив мы видим и в "Гостье": Алиса не просто милая и добрая девочка, она трещит на иностранных языках и прыгает в высоту. Показывая современным школьникам, так сказать, планку, которой надо достичь.
И кстати говоря, фильмов на эту тему было снято не мало, просто в основном они были не фантастическими (поэтому и не вызывали никакого ажиотажа). Из того, что навскидку приходит в голову:
"Точка, точка, запятая". Фильм про обычных ребят и школу, но при этом ребята искренне стремятся развивать таланты, мальчик пытается доказать девочке, что чего-то стоит, и в конце действительно открывает в себе талант радиолюбителя.
"Расписание на послезавтра". Здесь уже школа не обычная, а физ-мат, и учатся в ней юные гении, будущие светила, которые то кабинет химии взорвут, то невероятные результаты на олимпиаде покажут. Сюжет крутится вокруг "спора физиков и лириков" и заключается в том. что молодой учительнице литературы удается приучить юных физиков еще и читать.
Были и другие аналогичные фильмы и книги. А вот в перестройку мне запомнился фильм "Лидер" - тоже без каких-то элементов фантастики, но все же с необычным героем. Старшеклассник живет по системе Любищева, записывая каждую минуту, тренируется в беге, в результате чего побеждает всех в спортивной области, а главное - серьезно, на научном уровне увлекается лингвистикой и уже чуть ли не расшифровал письменность некоего вымершего племени.
По сюжету герой отличается некоторым эгоизмом, но окружающие его перевоспитывают, намекая, что все-таки надо думать и о других.
Что это, собственно говоря, показывает? То, что именно в педагогике, именно в необыкновенных, высокоразвитых гениальных детях люди того времени видели надежду на прорыв в прекрасное будущее. Соответствует ли это коммунистическим идеалам? В целом да, всегда предполагалось, что коммунизм - это свободное развитие каждого как условие свободного развития всех (Маркс). И что при коммунизме люди будут именно такими (та же ефремовская традиция) - высокоразвитыми, интеллектуальными, прекрасными и сильными. Возможно, создатели этих фильмов совершенно искренне считали, что все, коммунизм уже не за горами, осталось лишь, чтобы дети - мы-то уже никак, но дети - стали людьми коммунистического завтра, которые и на всех языках разговаривают и в длину прыгают...
Но самое удивительное, что и после того, как ранний социализм СССР рухнул, массовая надежда на неких необыкновенных детей и высокоразвитых людей никуда не делась.
Это выразилось и в литературе. Например, та же самая "Астровитянка" - история такой гениальной необыкновенной девочки, которая с друзьями спасает мир, да и друзья у нее - во всех отношениях высокоразвитые выпускники элитного колледжа. Но это выразилось и в реальной жизни: какая-то невероятная, болезненная страсть постсоветского человека ко всем этим "кружкам", на которые ребенка таскают, высунув язык, система внешкольного образования, которая не только не рухнула вместе с СССР, но пожалуй, еще и расширилась. Все это изобилие конкурсов и соревнований - юный певец, юный знаток, юные танцоры, фигуристы, киберспортсмены, шахматисты, математики...
И не только. Например, многие знают Олега Двуреченского как археолога и левого политика. Но мало кто в курсе, что Олег Двуреченский играл большую роль в группе, которая как раз и занималась всесторонним совершенствованием человеческой личности ("Красная Застава", НКК - "научно-коммунистическая культура"). Об НКК можно сказать много чего, не только лестного, но это, безусловно .очень интересная и заслуживающая внимания попытка.
Но если в позднем СССР такая надежда на гениальных детей еще, пожалуй, была как-то оправдана, то теперь очевидно, что само по себе совершенствование личности вряд ли может привести к общественным изменениям. Ты совершенствуешь личность, совершенствуешь, а тут прилет - и все, никакой личности больше нет. И наверное, сначала нужны какие-то неидеальные люди, не владеющие, возможно, восемью языками - но зато те, кто сможет сделать так, чтобы прилетов больше не было.
Да и все эти дети, которых родители, отрывая от себя последние ресурсы, таскали на музыку, английский и гимнастику - в лучшем случае смогут победить в конкуренции тех, кого не таскали на все эти занятия, и получить лучшую должность. Правда, руководить ими все равно будет не идеальный сын папы-миллиардера. Если даже ребенок станет гениальным ученым, гранты ему дадут все равно только на то, чего захочет мировой гегемон (а скорее всего, он и уедет заниматься наукой на Запад).То есть мир эти дети, очевидно, не спасут.
И к сожалению, мечта о прекрасной девочке с большими умными глазами, которая обладает невероятными знаниями и навыками, фантазия о сверхдевочке (или сверхмальчике) - это одна из тех иллюзий, с которыми наше поколение вынуждено распрощаться. Это то, чего наш мир позволить себе не может, это жизнь не по средствам. Для начала необходимо дать всем обычным детям хотя бы право жить и ходить в самую обычную школу.
К сожалению, в позднем СССР подавляющее большинство перестало понимать, что НЕТ, в нашем мире еще нет такой возможности, и что перед нами сейчас должны стоять совсем другие задачи. Но это уже другая тема.
|
</> |