ГДЕ В РОССИИ РАНЬШЕ ПОКУПАЛИ ИСКУССТВО?
ansari75 — 15.09.2025

С 12 по 14 сентября в Москве пройдет Международная ярмарка
современного искусства Cosmoscow: она представит более 90
галерей-участниц в «Тимирязев Центре». Посетители увидят работы
ведущих современных художников, необычные спецпроекты, а также
смогут принять участие в образовательной и дискуссионных
программах. В преддверии ярмарки портал «Культура.РФ» рассказывает,
где смотрели, обсуждали и покупали искусство в России в прошлых веках.
Отечественный арт-рынок в современном понимании возник еще в
Российской империи. Художники продавали свои работы несколькими
способами, в основном выставляя их.
До середины XIX века основными покупателями искусства были богатые
и знатные люди, часто близкие к императорской семье. Большинство
живописцев того периода были так или иначе связаны с ведущей
художественной институцией — Императорской Академией
художеств. На ее базе проходили выставки, там работы видели
потенциальные покупатели. Реже полотна покупали еще до выставки,
например, так поступали правители.
Арт-рынок изменился с появлением Товарищества передвижных
художественных выставок. Группа живописцев-единомышленников, не
согласных с эстетическими установками Академии, решила создать
собственную, параллельную систему. В частности, передвижники начали
самостоятельно устраивать выставки, минуя Академию. Спор между ними
заключался в том, каким должно быть искусство — следующим
классическим канонам или отражающим действительность. Картины
передвижников, которые изображали обычных людей, зачастую крестьян,
их условия жизни, проблемы и горести, не имели шансов попасть на
экспозиции Академии или найти там свою публику.
Товарищество передвижных художественных выставок с 1871 года
регулярно устраивало групповые экспозиции участников. Одной из
главных их целей была продажа произведений. В те времена не
существовало устойчивых расценок на искусство, только условная
связь цены и размера. Большие картины стоили дороже маленьких.
Когда передвижники пришли на арт-рынок, цену произведений стали
устанавливать сами художники. 95 процентов вырученных средств шли
автору. 5 процентов живописцы уплачивали в общую кассу
Товарищества. Эти деньги использовали для организации новых
выставок.
Значимую роль в развитии арт-рынка сыграло появление частных
коллекционеров из числа
зажиточных купцов. А еще — демократизация общества, которая
произошла после отмены крепостного права в 1861 году. Многие
меценаты, например Павел Третьяков, занимались прицельной
поддержкой художников. Они выбирали произведения для своих
коллекций, оценивая не только мастерство исполнения, но и темы и
взгляды автора. Так сложилась ситуация, в которой художники могли
рассчитывать на серьезные продажи. Например, в 1874 году за почти
250 работ молодого художника Василия Верещагина Третьяков заплатил
около 90 тысяч рублей. За эту сумму тогда можно было купить 4500
дойных коров.
Во второй половине XIX века известные художники начали
организовывать собственные индивидуальные выставки-продажи. Так
делал, например, Василий Верещагин. Также устраивали аукционы — на
них чаще выставляли работы авторов, которых уже не было в живых.
Художники получили возможность не только устанавливать стоимость
работ, но и выдвигать условия коллекционерам — например, требовать
определенным образом выставлять их картины после приобретения.
Покупатели Верещагина, например, не могли перепродавать полотна без
его согласия, делать с них гравюры и вывозить за пределы
Европы.
Система частных выставок и продаж действовала вплоть до революции. При советской власти
живописцы должны были входить в Союз художников. Эта организация
централизованно продавала картины своих членов. Тем, кто в ней не
состоял, власти запрещали продавать свои работы. В середине XX
века, когда появилось много неофициальных художников, возникла
подпольная система: полотна собирали знакомые авторов. Часто их
дарили или приобретали за небольшие суммы.
________________________
Когда читаешь статьи о том, как действовали служители искусства и творческие работники, то возникает впечатление,что вот только в СССР всех создателей искусства загнали в какие-то Союзы, без которых они не могли творить.
Но творческие союзы, объдинявшие художников, артистов, музыкантов и пр., существоали с давних времен. Вначале как средневековые цеховые гильдии, а потом появились и творческие объединения, союзы, которые получили чеикое оформление в Европе уже в конце 19 века. Гильдии эти или союзы создавались для защиты интересов самих творческих работников и для обеспечения их возможностями продавать и выставлять свои работы.
То, что в СССР художникам вне членства в Союзе художников трудно было продать сви работы и заработать на жизнь, связано не с тотальным контролем и идеологией, а с отсутствием в стране товарного производства. Продать что-то вне системы потребкооперации и государственных магазинов и салонов, можно было только на рынке или базаре. Вспомните «Операцию «Ы», в которой Трус на колхозном рынке продает предметы искусства в виде настенных ковриков с русалками.
Союзы творческих работников есть сейчас везде и только они способствуют продвижению художников, композиторов иособенно артистов. В США вы не попадете в кино или на сцену театра в качестве артиста, если у вас нет членства в Гильдии артистов и художников. И продаются работы на выставках и салонах опять-таки тех, кто может с помощтью гильдии попасть на эти выставки.
Возможности интернета показали нам как много людей от юношей до стариков жаждут быть творческими работниками, создавая свои клипы, видеоролики и ппрочие самодеятельные развлекательные программы.
Именно для того, чтобы делетантизм не уничтожил творчество и создавались эти союзы. А в СССР еще и с целью материального поддержания художников и артистов, платя им зарплаты только как членам Союза.
Эти творческие союзы в СССР функционировали как профсоюзы и являлись такими же общественными организациями, но вступали в них на основе диплома, мастерства, обсуждений и рекомендаций, а не все, кто умел рисовать после художественного училища.
Более того, в семидесятых годах гражданам СССР стало возможным покупать картины художников в кредит, поскольку не все имели такой заработок, чтобы платить за картины сотни рублей.Поэтому в августе 1975 года эта проблема была решена распоряжением Мосгорисполкома «О продаже в кредит произведений изобразительного искусства», в котором говорилось, что для большей популяризации советского изобразительного и прикладного искусства, а также для удовлетворения потребностей населения в приобретении художественных изделий Московскому Главному управлению торговли совместно с Художественным фондом РСФСР разрешалось продавать произведения изобразительного искусства в кредит стоимостью от 50 рублей (на эту сумму мог месяц жить один человек). В этот перечень попали произведения станковой живописи, акварельные картины и рисунки, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
Нам постоянно толкуют про цензуру, идеологию, репрессии и дефицит иникогда не говорят, что первая и основная причина — это тсутствие у нас товароно-денежных отношений, которые делают одних миллионерами, а других — нищими. Вот ради этого рынка и был разрушен СССР, а отнюдь не из-за цензуры и Свободы с демократией. Кому-то захотелось все продавать и становиться миллионерами.
ТОП-7 лучших таск-менеджеров для маркетологов — рейтинг 2025-2026 года
RCH155 сталкивается с конкуренцией в Италии.
Почему супружеская измена в кино выглядит красивее, чем любовь
Дизайн старых изданий
Автоматическая межпланетная станция Mariner 9
А завтра уже зима
Черты современной лженауки
Переделала дизайн детской комнаты
Это тоже герои, хоть они и не в военной форме, как капитан Юваль Дуэк

