где он теперь?


А кто вообще еще помнит, что такое выполнять буквы в прописи, что такое настоящая парта?
Парта! Она была со вниманием рассчитана очень разумными людьми, отполирована поколениями школяров. Парта - это расстояние от скамьи до стола, которое предусматривает сохранение осанки. Хотя бы первые пять лет наш позвоночник хранили от остеохандрозов. Расстояние от глаз до тетради - обязательные 30 сантиметров, хранили и зрение. А чтобы встать – нашу парту нужно было – открыть. Нужно было отбросить досочку. Это важно было, когда пишешь, нельзя в зазор этой досочки залезать тетрадью, то есть всегда держи бумагу выше по наклону. Если неправильно лежит пропись, если неправильно сидишь, – все! Гибель миров! Что бы прекрасное ты не выводил в своей тетради – все пропало.

Парта Эрисмана, переработана Коротковым в 1870-х, существовала до начала 1980-х.

Вот именно тогда и нужна была промакашка. Когда все пропало.
Кто сегодня это слово знает? Кто сегодня представляет важность этого губчатого листка внутри каждой тетради?

Моя первая школа. Я была поражена, когда впервые ее увидела - грандиозная! Огромная, прекрасная - украшенная барельефами. Не могла поверить, что теперь я часть ее!
Наше поколение училось писать перьевой ручкой. Обмакивая перо. Сколько всего нужно было учесть, выводя буквы? Для четкости и ясности – важен наклон пера, усилие, понимание сколько успел набрать чернил, не больше и не меньше капель! А к концу четверти уже и диктант. Конечно, это правописание! Но вот это параллельное, тяжелое знание – понимание - что у тебя на пере… каллиграфия!
Автоматическая ручка! Ручка, которая сама понимает, в зависимости от нажима на нее, сколько капель нужно выдавать. О! Это при хорошем раскладе второй класс, вторая четверть. Дослужиться до такой, которую погружаешь в чернильницу и потом набираешь в нее цвет, а потом она минут сорок сама работает? До такой бесконечное количество попыток. То расцарапаешь бумагу до следующей страницы, то зальешь все вокруг чернилами…

В хорошей европейской школе и сегодня так. Только перьевая ручка. И ее не подправить. При всех твоих знаниях - ошибся, начни с начала. И только правильная парта. Да. Потому что, если ты умеешь писать, ты должен быть способен это делать долго. И готовиться к уроку – только в библиотеке. Никакого Интернета, потому парта большая. Мы, как дураки бросились в какую-то новую и никому не нужную систему. Хорошее образование стоит на трех китах – мелкая моторика, классические языки, безусловное подчинение авторитету.

Его звали Жора.
Жора подал мне свою промакашку, потому что моя – погибла. И улыбнулся. Он был лучший в классе. Ему промокашка была не нужна.

Улица Благодатная… Уникальные кварталы в Ленинграде. Все фотографии оттуда. Сейчас неухоженное. Но что стоит хранить и водить экскурсии по этой уникальной неоклассике? И кто вообще позволил утвердить деревенскую идею в столице, что сто лет дому - его надо сносить?!
Помню, это красиво. Знаю точно, уникально. Верю, все еще может быть.
|
</> |