Гавриил Лубнин (1969—2023)

Умер Гавриил Лубнин (14 апреля 1969 — 15 октября 2023), легендарный питерский художник, поэт и музыкант, один из главных символов неофициальной культуры Петербурга. Родился в 1969 году в Ленинграде в творческой семье, отец был профессиональным художником. С детства занимался игрой на гитаре, учился живописи в художественной школе на Фонтанке. Получил известность в питерских художественных кругах в начале 1990-х. Широкой публике стал известен как автор чёрно-белых лубочных картинок с авторскими подписями, в которых сочетаются неповторимый графический стиль и глубокий юмор, балансирующий на грани абсурда и чернухи. Принимал участие в многочисленных выставках в Москве и Питере, в том числе в проектах творческого объединения «Красный матрос». Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом, в Музее современного искусства «Эрарта» (Санкт-Петербург, ссылка).
Издал тринадцать книг стихов и иллюстраций (самиздат на крафтовой бумаге): «Мужик собаку растил, вырастил и… отпустил» (1990), «Свинец и Вата» (2004), «Глаз да глаз» (2007), «Алкожало» (2008), «Кровельщик» (2009), «Миша и Миша» (2014), «Азбука» (2014), «Плавунец» (2017), «Яночка» (2019) и др. Выпустил три музыкальных альбома: «Вода» (1996), «Пьянство бритва» (1998) и «Бадяга Spongilla» (2007). Как художник сотрудничал с группой «Аукцион», как музыкант — с группой «Н.О.М». Его песни исполняют Леонид Фёдоров, Олег Гаркуша и другие музыканты. Жил в Санкт-Петербурге. Вёл замкнутый образ жизни. 15 октября 2023 года умер в своей квартире на Гагаринской улице, дом 5. По словам знакомых, в последние годы у него была клиническая депрессия.
Интервью журналу «Собака» от 23 августа 2006 года (ссылка):
— Картинкам из серии «Мужик собаку растил…» уже
несколько лет, но популярности они не теряют. Думали ли вы, что они
могут стать фольклором?
— Нет, не думал. Я уже и забыл про них совсем. Было удивительно,
что они где-то всплывают. Хотя случались и неприятные публикации.
Как-то раз мы даже позвонили в одну газету, кроме разной порнухи
они печатали рисунки под рубрикой «Чернушки от Лубнина». Они нам
сказали такую замечательную фразу: «Гаврила Лубнин давно умер. В
Париже или в Нью-Йорке». Пришлось с ними поругаться. Они показали
вёрстки за год, выплатили все деньги, и больше «чернушек» не было.
Мои картинки не чёрные в общем-то, они весёлые, и люди, у которых
есть чувство юмора, по-моему, совершенно адекватно к ним относятся.
Уже издана новая серия «Свинец и вата», вышел альбом
графики.
— Как сложился ваш «наивный» стиль?
— У меня не бывает дня без рисунка, так уж с детства повелось. В
школе меня просили делать стенгазеты. Непристойности рисовал,
обнажёнку. Потом, конечно, меня за это ругали, если попадался. Но я
делаю и серьёзные рисунки. Просто, бывает, пойдёт такая серия,
потом пойдёт другая. Над одними работами дольше корпишь, другие
быстро получаются. Некоторые летят в печь, и таких большинство. А
стиль — он, наверное, сам собой организуется, постепенно.
— Никогда не возникало желания создать что-нибудь
монументальное?
— Монументальным творчеством я занимался в армии. Перекрашивал
больших шестипалых солдат с ружьями. Танки, Ленины и так далее.
Потом я много переезжал, менял мастерские. Но везде были такие
небольшие помещения, где заниматься воплощением больших форм
невозможно. А на природе, в Деревне художников в Шувалово-Озерках,
мы с друзьями строили большие объекты. Однажды я поставил ветряк с
палитрой и гитарами. Другие художники строили плоты.
— Может ли художник существовать в рамках различных
товариществ и некоммерческих организаций? Или востребованность
необходима?
— Когда-то я пытался вступить в Союз художников. Маститые художники
дали мне рекомендации: как полагается, и живописец, и скульптор. И
мать с отцом говорили: «Тебе надо вступать». Ну я приволок тридцать
пять работ. Народу в тот день было человек триста. А я пришёл как
бы с улицы. Меня спрашивают: «Откуда вы, зачем?». Я отвечаю: «Да
вот, я с рекомендациями, по совету друзей». Они говорят: «Мы вас не
видели, вы здесь у нас в Союзе, мол, не толчётесь, мало где
появляетесь, с нами не тусовались… Но продолжайте, продолжайте, нам
понравилось». Ну, я и унёс работы. Потом я вступал в Независимый
союз художников. Там была маленькая вступительная выставка. А потом
перестал туда ходить. Я делаю выставки, но редко; иногда участвую в
коллективных проектах.
— Расскажите о своей последней выставке.
— Сейчас в «Чаплине» у меня выставка работ по сказкам Чуковского. В
детстве я с удовольствием читал его стихи и однажды, исходя
исключительно из детских воспоминаний, сделал четырнадцать
иллюстраций — живопись по металлу. Они похожи на толстые книжки:
металл набит на доски. Чудо-дерево я нарисовал почему-то с булками,
потом друзья говорили мне: «Да ты что? Там должны висеть рубашки,
ботинки…». Я давно не перечитывал Корнея Чуковского. Эти деревянные
книжки создавались на одном дыхании.
— Рисунки и литературное творчество для вас неразделимы?
То, что нельзя сказать рисунком, вы выражаете в
словах?
— Но подтверждаю опять рисунком. Если какой-то сюжет заслуживает
иллюстрации, я стараюсь запечатлеть, подтвердить его зрительными
образами. Иногда я создаю персонажей специально. У меня есть друг,
которого я очень люблю, у него потрясающая внешность. Снятый с него
персонаж — один из моих талисманов. Он же и герой рассказов. Его
зовут Слава.
— Юмор ваших работ очень специфический, вы любите
людей?
— Ну, я не со зла смеюсь, это точно. Сильно любить всех невозможно.
У меня в рисунках присутствуют бомжи и алкаши, но не помню, чтобы я
над ними издевался или подкалывал их. Мне и самому доставалось от
алкоголя. С нищими, бывает, встречаюсь, тоже интересные люди. И они
присутствуют в каких-то рисунках, но и это не издевательство.
Фигурируют и инвалиды, много посвящено бродягам и всяким инокам,
пилигримам, тусовщикам. Я не всем свой, наверное, не
всем.
— Что вас может оттолкнуть в человеке?
— Злоба, настырность. Бывает, похвалят, а я чувствую:
воруют.
Книги Гавриила Лубнина продаются в магазине «Порядок слов» по адресу Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 15 (ВК, телеграм, сайт).
|
</> |