Гараж "Интуриста" в Москве - как встречали в СССР иностранных туристов
tata_lind — 07.03.2021 В своих передвижениях по Москве мы очень часто пользуемся Третьим транспортным кольцом. Попал на него и не надо больше ни о чем думать, светофоров нет, едешь или медленно тащишься в пробках. Медитативное такое кольцо, поскольку отвлекаться на внешнее окружение - кроме других машин, конечно - тут, в общем, особо не на что. Это или безликая промзона, или новостройки-человейники, или вообще езда в туннеле. В этом отношении южная часть кольца намного интереснее: и Москва-Сити, и Лужники, и Университет. А на севере все довольно бедненько. А еще погода такая зимняя серая, снег серый, и дома по большей части, все тоже довольно серые. То есть обратить на себя внимание они могут или ярким цветом, или необычной формой.И вот едем мы в который раз уже по кольцу, и вдруг внимание мое привлекает дом с очень странными окнами. Как-то необычно там все сделано. Несовременно с одной стороны, а с другой – очень смело. На конструктивизм похоже. И вот лезу во всезнающий Гугл, и читаю, что да, это здание, оказывается, «является одним из ключевых памятников архитектуры столичного советского авангарда и признано памятником градостроительства и архитектуры регионального значения». Ни больше ни меньше. В общем, по очертаниям можно было догадаться. Хотя здания конструктивизма порой выглядят очень уж необычно и не всегда понятно, для чего их строили. На самом деле это гараж, и не просто гараж, а Гараж «Интуриста».
И построен он был в 30-е годы 20 в., когда Советское правительство всерьез задумалась об улучшении своего имиджа за границей и о получении дополнительных средств. Правда, сначала надо было самим вложиться. Ведь на первых порах в СССР приезжали лишь рабочие делегации посмотреть на первую в мире социалистическую страну и не требовавшие высокого уровня обслуживания. Но позже в СССР поехали уже более обеспеченные люди, которых наш сервис, мягко говоря, не устраивал. Туристы жаловались на насекомых, отсутствие в номерах горячей воды и туалетной бумаги, плохой транспорт, плохое питание, грубость и долгое обслуживание.
В 1929 г. создали Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист». В первый год работы общества Советский Союз посетили около 2500 иностранцев. После поступления жалоб от них Политбюро отдало приказ улучшить условия отдыха. В 1933 году Интурист был объединен с Всесоюзным акционерным обществом «Отель» и получил в своё распоряжение сети гостиниц, ресторанов и автотранспорт.
«Интурист закупил новые легковые автомобили марки Lincoln Motor Company, а также грузовики и экскурсионные автобусы ЗИЛ-118 класса люкс с открытым кузовом. В распоряжении автопарка были открытая парковка и гараж в доме № 37 на Пречистенке. Однако вскоре этой площади стало недостаточно, и было решено построить гараж на улице Сущёвский Вал, 33.
Его построили по разработанному в Гипроавтотрансе проекту 5-этажного гаража, а вот архитектурным оформлением фасадов занимался Константин Мельников. «Технологической сути я почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей своему весьма исполнительному сподвижнику В.И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм…».
Он застеклил правую частью фасада двумя плоскостями – круг и трапеция. Основная композиционная ось – диагональ. "Путь туриста изображен бесконечностью, – писал Мельников – начиная его с размаха кривой и направляя его быстрым темпом вверх в пространство".
По замыслу архитектора, вход в здание должен был находиться с угла здания, над ним – скульптурная композиция, еще выше – полукруглая консоль-козырек, на фасаде в верхней части – логотип «Интуриста», а на диагонали – закреплен настоящий автомобиль!
Но, увы, левую часть здания, с аккуратными окошечками, строили уже позднее, и она не очень сочетается со смелыми решениями Мельникова.
Интурист недолго пользовался зданием, в октябре 1937 г. глава НКВД Ежов подал запрос председателю Совнаркома Молотову на передачу гаража «Интуриста» в его ведомство в связи с увеличением парка машин НКВД. 1937 год – так что не удивительно( И сейчас здание принадлежит автотранспортной службе Управления материально-технического обеспечения ФСБ
В 2016 г. гараж вошел в карту московского конструктивизма, выпущенного британским издательством Blue Crow Media
|
</> |