Галерея Академии Часть IV «Давид» Микеланджело/«Похищение сабинянок»
n_dank — 20.12.2023 Академия изящных искусств во Флоренции — первая академия живописи в Европе. К ней примыкает Галерея Академии (Galleria dell'Accademia di Firenze), основанная в 1784 году с целью ознакомления учащихся с работами старых мастеров. В 1873 году сюда, с площади Синьории в специально построенную эдикулу с верхним светом, был перенесен Давид.Вход в Галерею. Граффити с портретом Микеланджело (1475—1564).
«Галерея Микеланджело», в которой экспонируются «Рабы Микеланджело» (невольники), Пьета Палестрина и т. д.
Кто знает, если бы ни снег...
Смерть Лоренцо Великолепного (ум. 1492 г. 8 апреля, на 44 году жизни) заставила 17-летнего Микельанджело вернуться в родительский дом.
«Со смертью своего покровителя, облагодѣтельствовавшаго и отца его, Микель-Анджело воротился въ домъ родительскій и принялся рубить изъ мрамора статую Геркулеса. Во время же выполненія Микелемъ этого произведенія, сынъ Лоренцо, Пьетро, задумавъ слѣпить изъ выпавшаго тогда глубокаго снѣга статую на дворѣ своемъ, переманилъ къ себѣ Микель-Анджело и помѣстилъ въ прежней его квартирѣ».
Некоторые детали «Давида» являются восстановленными: часть пращи и правая рука после повреждений 1527 года, средний палец правой руки — после повреждений 1813 года, мизинец правой ноги — после повреждений 1851 года. В 1991 году художник Пьеро Канната, позднее признанный невменяемым, атаковал статую с молотком в руках и успел повредить пальцы левой стопы статуи. Похожее событие произошло двадцатью годами ранее, в мае 1972 года, с ватиканской Пьетой работы Микеланджело, под ударами молотка особенно сильно пострадало лицо Марии и её правая рука.
«Давид» привлекает порядка 1,2 миллиона посетителей в год. Правая рука на фото уже не выглядит такой уж большой. Всё зависит от направления взгляда, от ракурса.
— Cтатуя Микеланджело на Площади Синьории у дворца Веккьо. Давид с фиговым листом, установленным в XVI веке. Фото между 1860-1870 гг. (оригинал перенесен в Галерею Академии в 1873-ем). На фото заметны трещины на левой руке. Она буквально собрана из осколков. Более трехсот лет простоял Давид с такими заметными повреждениями на площади Синьории. Насколько же повезло нынешним поколениям, получившим возможность заглянуть на полтысячелетия вглубь веков и полюбоваться работой мастера в первозданной, неповрежденной красоте. Мастерство реставраторов и современные технологии творят чудеса, вот только притормозить бы чуть, чтобы не затерялся мраморный колосс среди бесконечных технологичных реплик.
— Бронзовая копия статуи на Площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo 2023).
David al Piazzale Michelangelo (1950) Бронзовая копия. Q. ebay
29 августа 1846 года литейщик Клементе Папи изготовил форму, которая послужила основой для отливки копий скульптуры из бронзы. Бронзовый Давид, окружённый точными бронзовыми копиями скульптур из капеллы Медичи Сан-Лоренцо, был установлена в 1873 году на Площади Микеланджело, славящейся панорамным видом на Флоренцию.
Панорамный вид с площади приблизительно вот такой (чуть повыше точка обзора, 2023). Видна высокая башня дворца Веккьо и Собор, на котором изначально предполагалось установить мраморного Давида.
Вид на бронзового Давида с берега Арно от галереи Уффици (кадр приближен, 2023).
Копии:
— Полномасштабная копия была создана для обучения студентов в ГМИИ им. Пушкина в Москве, где она и находится. Год?
Копия в Итальянском дворике Пушкинского музея (Москва). Копия в Итальянском зале Академии художеств (Санкт-Петербург).
— Итальянский художник Клементе Папи (Clemente Papi) сделал гипсовую копию для английской королевы Виктории в XIX веке.
В 1847 году, чтобы определить подходящее место для перемещения мраморного оригинала, великий герцог Тосканы Леопольд II поручил королевскому изготовителю бронзы и литейщику Клементе Папи (Clemente Papi) изготовить точную бронзовую копию, которую можно было бы использовать для проверки подходящего места. Однако, в итоге скульптуру удалось воспроизвести в гипсе, и так начинается история слепка, отправленного в Англию. Чтобы не повредить оригинал, мрамор покрывали маслом, воском или мылом, чтобы по завершении работы можно было отделить кусочки гипса от мраморной поверхности.
Photograph of The Cast Court showing David, 1920. © Victoria and Albert Museum, London
Королева Виктория была настолько потрясена наготой фигуры, что в срочном порядке снова был изготовлен фиговый листок в натуральную величину, чтобы прикрыть наготу во время королевских визитов. Фигура сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (вместе с копией фигового листа).
1857 Victoria and Albert Museum
На сайте Victoria and Albert Museum сообщается, что оригинальная мраморная статуя оставалась упакованной в деревянный ящик в течение 25 лет, пока в 1873 году её не установили в новой специально построенной полукруглой эдикуле в галерее Академии. Тут некоторое несовпадение данных имеется, на фото ↑, датируемом 1860-1870 гг., Давид полностью открыт, никакого ящика, это оригинал.
Фото, из публикации 1899 годом. Площадь Синьории, у входа во дворей Веккьо ещё нет мраморной копии Давида, она появилась в 1910 году.
— В 1995 году власти Флоренции хотели подарить копию городу Иерусалиму, чтобы отметить 3000-летие завоевания города Давидом. После сильного сопротивления со стороны ортодоксальных евреев власти Иерусалима отклонили подарок, поскольку статуя была обнаженной и без обрезания, а это означает, что она могла представлять итальянца, но не еврея.
— В 1896 году немецкий издатель Арнольд Хирт (Arnold Hirt) подарил Лейпцигскому музею изящных искусств полномасштабную гипсовую копию. Фонтан с копией статуи Давида в Мехико, бронзовая копия в Копенгагене (1860), в Марселе (1903), бронзовая копия рядом с мэрией в столице Уругвая Монтевидео (1929) и т. д.
2004 год. Реставрация к 500-летию открытия скульптуры. Большая часть очистки поверхности проводилась с использованием дистиллированной воды, хотя для удаления желтоватых пятен многовекового пчелиного воска использовались уайт-спириты. Чтобы заполнить выемки и трещинки на поверхности мрамора и предотвратить скапливание грязи, использовалась гипсовая штукатурка (plaster)
Венок мимозы: 8 марта 2004 года. Существуют исторические свидетельства того, что когда-то на «Давиде» была золотая корона.
На фото видны зрачки в форме сердечек, как у Медного всадника.
2010 год. Демонстрация стекловолоконной реплики статуи на контрфорсе флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре 12 ноября 2010 года. Таким образом предполагалось разместить Давида согласно первоначальному проекту 1410 года (задолго до Микельанджело).
©ilportaledelrestauro.blogspot
Странно Давид смотрится на высоте, правда? А помните тему, это, конечно, XIX век, но вот есть некая общность восприятия.
Baccante 1823 ca.(Bacchant at Rest) Отдыхающая вакханка.
Мраморная: Sculpture in the Sculpture Gallery, Chatsworth House - Derbyshire, England. ca. 1834
Уменьшенная копия в Лувре: 59 х 110 х 47 см.
— «Стол Демидова» (1845) работы Лоренцо Бартолини. Изготовлен по заказу графа Анатолия Николаевича Демидова. Другое название «Стол с амурами». Жили Демидовы во Флоренции с большим размахом: их виллу даже считали вторым по великолепию дворцом после дворца Великого герцога Тосканского. Демидовы занимались в Италии меценатством, благотворительностью. Сюжет представляет собой сложную космологическую аллегорию, которую лучше всего описать словами самого скульптора: «На плане мира раскинулся Купидон, ‹…›поддерживающий и наблюдающий за символическим гением распутного богатства (богатства без добродетели), который во сне ‹…› мечтает о прошлых развлечениях в удовольствиях. Предоставленный самому себе гений честолюбивой прямоты в работе спит тревожным сном несчастий и славы ‹…› голова его простирается за пределы периферии мира».
— На заднем плане три фигуры: Leon Battista Alberti e angeli Скульптурная группа, 1838-ок. 1848 г. Гипсовая модель скульптурной группы, состоящей из трех фигур: пожилого мужчины и двух юношей. В феврале 1838 года Бартолини дал иконографическое объяснение памятника Леону Баттисте Альберти, заказанного по завещанию потомка Альберти, графа Леона Баттисты. Это была сложная христианская аллегория, изображающая апофеоз Альберти, достигшего рая, приветствуемого ангелами.
Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — итальянский учёный, гуманист, писатель. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра. Альберти оказал значительное воздействие на формирование архитектуры Итальянского Возрождения.
— Нимфа пустыни /Нимфа-змея/ Добродетель, сломленная пороком / статуя, до 1840 г.
Гипсовая модель скульптуры молодой обнаженной женщины, сидящей на земле с поднятым вверх лицом и умоляющей о милости, в то время как змея обвивает её тело. Сюжет, одновременно чувственный и морализирующий, в 1851 году заказчиком маркизом Ala Ponzone был перепоручен Джованни Дюпре, который взялся закончить мраморную скульптуру, оставленную Бартолини незавершенной. Дюпре вспоминает, что он был вынужден внести некоторые вариации в работу Бартолини (связано со сменой прически, змея тоньше, фигура тоньше и т. д.).
Стол с амурами. Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Фото с сайта музея. Размер: 63.5 x 130.2 x 126.4 см
Автоперевод: 19 января 1846 года Бартолини писал Джованни Бенерикетти Таленти: «Нимфа пустыни названа так маркизом Ала Понцоне (заказчиком) и названа мной; но однако я никому, кроме тебя, мой добрый друг, не объяснил правильного смысла своих мыслей, чтобы ты мог видеть, что иногда видимость обманчива относительно нравственности отдельного человека. Пустыня — не что иное, как этот мир: Нимфа — Добродетель, атакованная Пороком, то есть змеем, от которого она защищается призывом к Богу, чтобы сохранить чистоту своей души...».
Q. https://www.magnanirocca.it/lorenzo-bartolini-ninfa-del-deserto/
— Lorenzo Bartolini – La Carità Educatrice Просветительская благотворительность (женщина детьми). Салон 1824 года Гипс: маленькая и средняя.
— Lorenzo Bartolini. Венера 1817-1819 гг.
Конечно, в мраморе, скульптуры великолепны, но и гипсовые модели очень интересны.
ca. 1840
Height 190,5 cm Q. https://wijermars.com/portfolio/185/
Экспонат под номером 2. Самое начало экспозиции. Зал Колосса.
«Похищение сабинянок» (1582), Джамболонья. Гипсовая модель в натуральную величину. Виртуозная работа, композиционно представленная в виде пластических закрученных S-образных линий (змеевидных движений): так называемая Figura serpentinata.
Галерея Академии. Удивительно, как вообще могли сохраниться гипсовые модели подобных размеров. В мире очень мало моделей XVI века в натуральную величину, сохранившихся в целости и сохранности до наших дней. Слишком хрупким является материал.
В Лондоне, в Музее Виктории и Альберта, имеются две восковые модели, одна с двумя фигурами (с которой связано бронзовое литье в Неаполе), вторая, более крупная, с тремя фигурами. Появление третьей фигуры обусловлено необходимостью обеспечить большую устойчивость.
Интересно то, что скульптурная группа была создана скульптором как демонстрация художественного мастерства, «без какой-либо истории», но с намерением создать колоссальное произведение особой технической сложности и утвердиться на флорентийской художественной сцене.
Когда решался вопрос о выборе места на площади, Raffaello Borghini (1537–1588) — итальянский драматург, поэт и искусствовед — предложил название «Похищение сабинянок». То есть сначала была создана скульптура, а потом уже дано название. Источник: «Il Riposo» — диалоги об искусстве, в которых собеседники расматривали отличие скульптуры от живописи. Мраморная скульптура получила высокую оценку Великого герцога Франческо I, который поместил её на Лоджии Ланци, в качестве дополнения к «Персею» Бенвенуто Челлини, переместив «Юдифь» Донателло ближе к палаццо Веккьо.
Лоджия Ланци на Площади Синьории, Флоренция. Мраморная скульптурная группа «Похищение сабинянок», ок. 1580 г. Флорентийский скульптор Джамболонья.
Размеры: 410 х 140 см.
В сувенирных лавках по городу.
Часть I: Флорентийская вышивка XIV века «Коронование Богородицы». Jacopo di Cambio. Галерея Академии.
Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как символ самопожертвования
Галерея Академии изящных искусств. Флоренция Часть III.
|
</> |