Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Часть I: «Древо Жизни» «Albero della croce» (Albero della Vita) ок. 1310–1315 гг. Художник Pacino Di Buonaguida (notizie 1303-1339).
Техника: Темпера, дерево, сусальное золото. Размер: 248 x 170 см.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-e3f55b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3222442/3222442_original.jpg)
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-b1951c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3222030/3222030_original.jpg)
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-c97d5e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3222651/3222651_original.jpg)
Это мои фотографии, видно как свет отражается на поверхности, как сияет позолота.
Первый документ, в котором упоминается Пачино, датируется 1303 годом. Пачино ди Буонагвида, один из наиболее одаренных последователей Джотто, назван автором картины не так давно по историческим меркам. Обсуждения и научные споры об авторстве той или иной работы начались в XIX веке, с поступлением картин старых мастеров из монастырей и церквей в музейные собрания. Ещё в 1914-ом в российском издании «Светильникъ» писали о «картинѣ неизвѣстнаго художника XIII в. во о Флорентiйской Академiи». Атрибуция Пачино была предложена немецким искусствоведом Henry Thode (1857–1920), и принимается почти всеми критиками с 1930-ых годов.
Большая панель происходит из монастыря Бедных Клар де Монтичелли (convento delle Clarisse di Monticelli) во Флоренции, откуда в 1531 году она была перенесена монахинями-францисканками в обитель на Виа дей Малконтенти (Via dei Malcontenti). После упразднения монастыря Наполеоном в 1808 году и реконструкции монастырских помещений, картина оказалась в работном доме Монтедомини (Montedomini). Работный дом Монтедомини был учрежден Наполеоном I в 1812 году для решения проблемы попрошайничества и бродяжничества. В стенах Монтедомини работники занимались прядением и ткачеством из конопли, льна и шерсти. В 1849-ом году картина была обнаружена в стенах работного дома и сразу же отправлена в Галерею Академии.
Считается, что на создание картины живописца XIII столетия вдохновил трактат монаха-францисканца Убертино из Казале «Древо жизни Иисуса Христа распятого» (лат. Arbor vitae crucifixae Jesu Christi), написанный в 1305 году, и трактат «Древо Жизни» (лат. Lignum Vitae) средневекового теолога Бонавентуры (1221–1274), в котором тема Древа Жизни сливается с историей о кресте Христовом. В своём трактате святой Бонавентура представляет крест как древо жизни согласно Откровению 22:2 и Бытию 2:9. В старых рукописях и в различных печатных изданиях сочинений св. Бонавентуры «Lignum vitae» сопровождается простой иллюстрацией, эскиз которой, как принято считать, был составлен самим автором.
Вот такая иллюстрация приведена в издании XV века: Bonauenture, Lignum vitae ‘Christo confixus ...’ [Drucker des Jordanus, d.i. Georg Husner] Anno d[omi]ni M.cccc.xcv. (1495, если не ошиблась).
Текст Бонавентуры разделен на сорок восемь глав / медитаций / размышлений — 48 плодов на 12 ветвях Древа.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-348880.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3222861/3222861_original.jpg)
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-3b1758.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3223437/3223437_original.jpg)
Сюжетная линия развивается снизу вверх и слева направо.
На дереве двенадцать ветвей с круглыми плодами, в которых рассказывается история жизни Христа. Корни священного дерева уходят в гору, символизирующую Голгофу, по бокам которой изображены истории из книги Бытия, от Сотворения мира до изгнания Адама и Евы из рая: «Сотворение человека», «Создание женщины», «Запрет на дерево познания добра и зла», «Искушение Адама», «Грехопадение», «Обличение Адама и упрек», «Источник четырех рек рая» и «Изгнание из рая». Сцены в стиле поздней готики разделены Голгофой, в пещере под которой, согласно интерпретации, сидит францисканский монах Бонавентура со своим трактатом.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-3b66f1.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3223151/3223151_original.jpg)
Над сценами из книги «Бытия» изображены четверо святых и пророков со свитками c цитатами из «Бытия», «Послания к галатам», «Песни Песней» и «Апокалипсиса».
Слева: : Моисей, Франциск Ассизский. Справа: Клара Ассизская и Иоанн Богослов.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-95ed1c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3224352/3224352_original.jpg)
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-431b4b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3224696/3224696_original.jpg)
Святая Кьяра изображена на картине, некогда принадлежавшей монастырю Бедных Клар де Монтичелли.
Грехопадение. Видно, что это не яблоки. Интересно внимательно рассмотреть сцены. Некоторые искусствоведы полагают, что датировка картины относится к XIII столетию.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-8a92e0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3224877/3224877_original.jpg)
первый (нижний ряд):
— Даниил истолковывает сон вавилонского царя Навуходоносора о четырех царствах. Царю приснился истукан, у которого голова была золотая, грудь и плечи серебряные, нижняя часть тела у него была медная и ноги железные, и стопы — вперемешку железо с глиной.
— Воплощение Христа
— Благовещение
— Рождество
— Обрезание Иисуса
— Поклонение Трех Королей
— Представление Иисуса в храме
— Избиение младенцев и бегство в Египет
второй ряд:
— Крещение Христа и Христос в пустыне
— Искушение Христоса
— Христос возвращает зрение слепому
— Преображение Господне
— Молитва Христа в Гефсиманском саду. Добрый пастырь.
— Воскрешение Лазаря
— Вход Христа в Иерусалим
— Омовение ног. Тайная вечеря
Изображение можно увеличить.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-24f1f5.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3223802/3223802_original.jpg)
третий ряд:
— Иуда получает компенсацию за свое предательство
— Молитва Христа в Гефсиманском саду и Христос призывает учеников бодрствовать и молиться.
— Поцелуй Иуды
— Смерть Иуды (изображен повешенным на ветви дерева) и взятие под стражу Иисуса Христа
— Отречение апостола Петра и Христос перед Анной
— Христос перед Каиафой
— Христос перед Пилатом и святой Петр
— Бичевание Христа и вынесение смертного приговора
четвертый ряд:
— Осмеяние Христа и восхождение Христа на Голгофу
— Христос пригвожден к кресту. Солдаты разделили одежды Христа.
— Распятие Христа
— Пред распятием Христу дали питье, смешанное с желчью
— Распятие с Мадонной, Иоанном Богословом и двумя воинами.
— Лонгин копьем пронзает бок Христа
— Оплакивние Христа. Бог-Отец и два ангела.
— Христос в гробу
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-ae85a0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3225155/3225155_original.jpg)
пятый ряд:
— Сошествие Христа в лимб
— Ангел Воскресения и «Не прикасайся ко мне»
— Христос держит цветущий жезл и апостолы
— Явление воскресшего Христа апостолам
— Вознесение Христа
— Христос сидит по правую руку Бога Отца, ангелы и святые
— Восресение. День Святой Троицы
— Иисус дает апостолам дар прощения грехов
шестой ряд:
— Воскрешение мертвых
— Страшный суд
— Падение осужденных
— Коронация Девы Марии
— Христос и Мария в окружении апостолов и ангелов
— Христос сидит по правую руку Бога Отца и апостолы
— Иисус Христос – источник Жизни «Fons vitae»
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-852235.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3225399/3225399_original.jpg)
Четвертый «плод»-сюжет с верхней ветки древа перенесен в небесный град, где на скамьях восседают святые, пророки и блаженные, а на самом верху на тронах Богоматерь и Христос во славе.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-4e5322.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3226376/3226376_original.jpg)
Если увеличить изображение, то видны крошечные дырочки по краю нимбов. Это не работа жучка-точильщика, это украшение картины. Где-то я вычитала, чтобы ярче сияли нимбы. Явление в флорентийском собрании повсеместное.
Судя по фото, позолоту на отдельном участке рамы попытались восстановить. Сияние медальонов очень впечатляет.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-0ee64c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3225792/3225792_original.png)
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-e78634.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3226694/3226694_original.jpg)
Обратите внимание на гнездо пеликана, помещенное на вершину Древа: разрывающий грудь ради спасения птенцов пеликан символизирует жертву Христа ради спасения всего человечества. В издании «Светильникъ» (№8 1913) есть большая статья, посвященная образу пеликана в искусстве и в религиозной атрибутике. Пеликана в России когда-то называли неясыть. Причем послеживается некая близкая по смыслу символическая связь между пеликанами и аистами.
«Въ прежнее время пеликаны стадами водились на берегахъ рѣкъ южной и юго-западной Россiи. Еще Константинъ Багрянородный, императорх Византiйскiй, въ своемъ описанiи сѣверо-восточнаго славянскаго края, между прочимъ, говоритъ, что неясыти-пеликаны водились на высокихъ камняхъ главнаго (четвертаго) Днѣпровскаго порога, и называетъ этотъ порогъ двоякимъ именемъ — Айфаръ и Неясытъ: первое, какъ полагаютъ, славяно-русское (теперь оно, окажется, еще слышится въ Малороссiйскомъ говорѣ — гайстаръ-аистъ), а второе— неясыть есть славяно-болгарское. Названiе порога теперь измѣнено изъ неясытецкiй въ ненасытецкiй».
Ненасытецкий порог Днепра: на сегодняшний день пишут, что достоверной версии о происхождении названия порога не имеется. Вот тут вполне себе версия, пеликановая.
«Посему-то пеликаны и аисты были въ большомъ уваженiи у древнихъ Египтянъ, Грековъ и Римлянъ. Египтяне питали къ аистамъ даже религiозное почтенiе и наказывали смертью убiйцъ этихъ, особенно почетныхъ, птицъ, — по вѣрѣ въ то, что эти птицы приносятъ счастiе въ тѣ дома, на которыхъ гнѣздятся».
В статье рассказывается, что изображение пеликана в разных видах, но с тем же характерным сакраментальным значением встречается на многих картинах, которые в церквях принимаются в качестве икон. Такие иконы нередко встречались и в России, особенно на юге, где они появились несомненно под влиянием католичества.
Образ пеликана в православии.
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-731c81.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3226059/3226059_original.jpg)
«Нельзя не отмѣтить кстати того оригинальнаго и знаменательнаго факта, что иногда даже и живой аистъ самъ со своимъ гнѣздомъ довольно живописно помѣщается на самомъ верху кровли храма. И тогда этотъ образъ еще болѣе отвѣчаетъ своей идеѣ, — что Христосъ съ высоты небесной питаетъ всѣхъ чадъ вселенской церкви, имѣя о нихъ истинно отеческое попеченiе. Такое помѣщенїе аиста на гребнѣ кровли церкви случайно-кстати зарисовано въ изданїи П. Н. Батюшкова «Холмская Русь» (1877), именно на Преображенской церкви въ с. Сычинѣ (Константиновскаго уѣзда, Сѣдлецкой губернiи). Церковь обветшавшая и полуразрушенная».
![Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как](/images/main/galereya-akademii-florenciya-chast-ii-drevo-jizni-13051310-g-pelikan-kak-89adca.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/n_dank/28174491/3226330/3226330_original.jpg)
|
</> |