Галерея Академии Флоренция Часть II. «Древо Жизни» 1305—1310 г. Пеликан как
n_dank — 10.12.2023 О Галерее Академии изящных искусств во Флоренции надеюсь, что расскажу подробнее чуть позднее. Именно там находятся мраморные скульптуры Микеланджело и колоссальная статуя Давида, который, как писал Джорджо Вазари, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». В Галерее Академии собрана великолепная коллекция древних икон и алтарных образов. Иконы XII-XIII-XIV века доступны для обзора, они не убраны в специальные защитные «саркофаги» с температурным контролем, что по нынешним временам удивительно и примечательно. Их так много, что остановить взгляд удаётся лишь на отдельных экспонатах.Часть I: «Древо Жизни» «Albero della croce» (Albero della Vita) ок. 1310–1315 гг. Художник Pacino Di Buonaguida (notizie 1303-1339).
Техника: Темпера, дерево, сусальное золото. Размер: 248 x 170 см.
Это мои фотографии, видно как свет отражается на поверхности, как сияет позолота.
Первый документ, в котором упоминается Пачино, датируется 1303 годом. Пачино ди Буонагвида, один из наиболее одаренных последователей Джотто, назван автором картины не так давно по историческим меркам. Обсуждения и научные споры об авторстве той или иной работы начались в XIX веке, с поступлением картин старых мастеров из монастырей и церквей в музейные собрания. Ещё в 1914-ом в российском издании «Светильникъ» писали о «картинѣ неизвѣстнаго художника XIII в. во о Флорентiйской Академiи». Атрибуция Пачино была предложена немецким искусствоведом Henry Thode (1857–1920), и принимается почти всеми критиками с 1930-ых годов.
Большая панель происходит из монастыря Бедных Клар де Монтичелли (convento delle Clarisse di Monticelli) во Флоренции, откуда в 1531 году она была перенесена монахинями-францисканками в обитель на Виа дей Малконтенти (Via dei Malcontenti). После упразднения монастыря Наполеоном в 1808 году и реконструкции монастырских помещений, картина оказалась в работном доме Монтедомини (Montedomini). Работный дом Монтедомини был учрежден Наполеоном I в 1812 году для решения проблемы попрошайничества и бродяжничества. В стенах Монтедомини работники занимались прядением и ткачеством из конопли, льна и шерсти. В 1849-ом году картина была обнаружена в стенах работного дома и сразу же отправлена в Галерею Академии.
Считается, что на создание картины живописца XIII столетия вдохновил трактат монаха-францисканца Убертино из Казале «Древо жизни Иисуса Христа распятого» (лат. Arbor vitae crucifixae Jesu Christi), написанный в 1305 году, и трактат «Древо Жизни» (лат. Lignum Vitae) средневекового теолога Бонавентуры (1221–1274), в котором тема Древа Жизни сливается с историей о кресте Христовом. В своём трактате святой Бонавентура представляет крест как древо жизни согласно Откровению 22:2 и Бытию 2:9. В старых рукописях и в различных печатных изданиях сочинений св. Бонавентуры «Lignum vitae» сопровождается простой иллюстрацией, эскиз которой, как принято считать, был составлен самим автором.
Вот такая иллюстрация приведена в издании XV века: Bonauenture, Lignum vitae ‘Christo confixus ...’ [Drucker des Jordanus, d.i. Georg Husner] Anno d[omi]ni M.cccc.xcv. (1495, если не ошиблась).
Текст Бонавентуры разделен на сорок восемь глав / медитаций / размышлений — 48 плодов на 12 ветвях Древа.
Сюжетная линия развивается снизу вверх и слева направо.
На дереве двенадцать ветвей с круглыми плодами, в которых рассказывается история жизни Христа. Корни священного дерева уходят в гору, символизирующую Голгофу, по бокам которой изображены истории из книги Бытия, от Сотворения мира до изгнания Адама и Евы из рая: «Сотворение человека», «Создание женщины», «Запрет на дерево познания добра и зла», «Искушение Адама», «Грехопадение», «Обличение Адама и упрек», «Источник четырех рек рая» и «Изгнание из рая». Сцены в стиле поздней готики разделены Голгофой, в пещере под которой, согласно интерпретации, сидит францисканский монах Бонавентура со своим трактатом.
Над сценами из книги «Бытия» изображены четверо святых и пророков со свитками c цитатами из «Бытия», «Послания к галатам», «Песни Песней» и «Апокалипсиса».
Слева: : Моисей, Франциск Ассизский. Справа: Клара Ассизская и Иоанн Богослов.
Святая Кьяра изображена на картине, некогда принадлежавшей монастырю Бедных Клар де Монтичелли.
Грехопадение. Видно, что это не яблоки. Интересно внимательно рассмотреть сцены. Некоторые искусствоведы полагают, что датировка картины относится к XIII столетию.
первый (нижний ряд):
— Даниил истолковывает сон вавилонского царя Навуходоносора о четырех царствах. Царю приснился истукан, у которого голова была золотая, грудь и плечи серебряные, нижняя часть тела у него была медная и ноги железные, и стопы — вперемешку железо с глиной.
— Воплощение Христа
— Благовещение
— Рождество
— Обрезание Иисуса
— Поклонение Трех Королей
— Представление Иисуса в храме
— Избиение младенцев и бегство в Египет
второй ряд:
— Крещение Христа и Христос в пустыне
— Искушение Христоса
— Христос возвращает зрение слепому
— Преображение Господне
— Молитва Христа в Гефсиманском саду. Добрый пастырь.
— Воскрешение Лазаря
— Вход Христа в Иерусалим
— Омовение ног. Тайная вечеря
Изображение можно увеличить.
третий ряд:
— Иуда получает компенсацию за свое предательство
— Молитва Христа в Гефсиманском саду и Христос призывает учеников бодрствовать и молиться.
— Поцелуй Иуды
— Смерть Иуды (изображен повешенным на ветви дерева) и взятие под стражу Иисуса Христа
— Отречение апостола Петра и Христос перед Анной
— Христос перед Каиафой
— Христос перед Пилатом и святой Петр
— Бичевание Христа и вынесение смертного приговора
четвертый ряд:
— Осмеяние Христа и восхождение Христа на Голгофу
— Христос пригвожден к кресту. Солдаты разделили одежды Христа.
— Распятие Христа
— Пред распятием Христу дали питье, смешанное с желчью
— Распятие с Мадонной, Иоанном Богословом и двумя воинами.
— Лонгин копьем пронзает бок Христа
— Оплакивние Христа. Бог-Отец и два ангела.
— Христос в гробу
пятый ряд:
— Сошествие Христа в лимб
— Ангел Воскресения и «Не прикасайся ко мне»
— Христос держит цветущий жезл и апостолы
— Явление воскресшего Христа апостолам
— Вознесение Христа
— Христос сидит по правую руку Бога Отца, ангелы и святые
— Восресение. День Святой Троицы
— Иисус дает апостолам дар прощения грехов
шестой ряд:
— Воскрешение мертвых
— Страшный суд
— Падение осужденных
— Коронация Девы Марии
— Христос и Мария в окружении апостолов и ангелов
— Христос сидит по правую руку Бога Отца и апостолы
— Иисус Христос – источник Жизни «Fons vitae»
Четвертый «плод»-сюжет с верхней ветки древа перенесен в небесный град, где на скамьях восседают святые, пророки и блаженные, а на самом верху на тронах Богоматерь и Христос во славе.
Если увеличить изображение, то видны крошечные дырочки по краю нимбов. Это не работа жучка-точильщика, это украшение картины. Где-то я вычитала, чтобы ярче сияли нимбы. Явление в флорентийском собрании повсеместное.
Судя по фото, позолоту на отдельном участке рамы попытались восстановить. Сияние медальонов очень впечатляет.
Обратите внимание на гнездо пеликана, помещенное на вершину Древа: разрывающий грудь ради спасения птенцов пеликан символизирует жертву Христа ради спасения всего человечества. В издании «Светильникъ» (№8 1913) есть большая статья, посвященная образу пеликана в искусстве и в религиозной атрибутике. Пеликана в России когда-то называли неясыть. Причем послеживается некая близкая по смыслу символическая связь между пеликанами и аистами.
«Въ прежнее время пеликаны стадами водились на берегахъ рѣкъ южной и юго-западной Россiи. Еще Константинъ Багрянородный, императорх Византiйскiй, въ своемъ описанiи сѣверо-восточнаго славянскаго края, между прочимъ, говоритъ, что неясыти-пеликаны водились на высокихъ камняхъ главнаго (четвертаго) Днѣпровскаго порога, и называетъ этотъ порогъ двоякимъ именемъ — Айфаръ и Неясытъ: первое, какъ полагаютъ, славяно-русское (теперь оно, окажется, еще слышится въ Малороссiйскомъ говорѣ — гайстаръ-аистъ), а второе— неясыть есть славяно-болгарское. Названiе порога теперь измѣнено изъ неясытецкiй въ ненасытецкiй».
Ненасытецкий порог Днепра: на сегодняшний день пишут, что достоверной версии о происхождении названия порога не имеется. Вот тут вполне себе версия, пеликановая.
«Посему-то пеликаны и аисты были въ большомъ уваженiи у древнихъ Египтянъ, Грековъ и Римлянъ. Египтяне питали къ аистамъ даже религiозное почтенiе и наказывали смертью убiйцъ этихъ, особенно почетныхъ, птицъ, — по вѣрѣ въ то, что эти птицы приносятъ счастiе въ тѣ дома, на которыхъ гнѣздятся».
В статье рассказывается, что изображение пеликана в разных видах, но с тем же характерным сакраментальным значением встречается на многих картинах, которые в церквях принимаются в качестве икон. Такие иконы нередко встречались и в России, особенно на юге, где они появились несомненно под влиянием католичества.
Образ пеликана в православии.
«Нельзя не отмѣтить кстати того оригинальнаго и знаменательнаго факта, что иногда даже и живой аистъ самъ со своимъ гнѣздомъ довольно живописно помѣщается на самомъ верху кровли храма. И тогда этотъ образъ еще болѣе отвѣчаетъ своей идеѣ, — что Христосъ съ высоты небесной питаетъ всѣхъ чадъ вселенской церкви, имѣя о нихъ истинно отеческое попеченiе. Такое помѣщенїе аиста на гребнѣ кровли церкви случайно-кстати зарисовано въ изданїи П. Н. Батюшкова «Холмская Русь» (1877), именно на Преображенской церкви въ с. Сычинѣ (Константиновскаго уѣзда, Сѣдлецкой губернiи). Церковь обветшавшая и полуразрушенная».
|
</> |