Г. В. Колмогоров. Челоказаки и ташкенцы (в Киргизских степях). 1/2

Магомет, проповедывая Коран, имел в виду если не остановить человечество на одной степени развития, подобно китайским законодателям, то положить границы уму, сократить время для труда, предоставить волю страстям и поощрить дикую месть. Двенадцать веков существования исламисма ясно доказали это. Не пойдем в первые ужасные времена, когда огласилась земля словом этого учения, когда напиталась она слезами и кровию человечества, когда убелилась костями сотней, тысяч людей; нет, бросим беглый взгляд на небольшую часть Азии — Киргизские степи и Азию Среднюю, во время, отделенное от нас полустолетием.
Киргизский народ, простирающийся ныне числительностию, по всей вероятности, по убеждению нашему, свыше трех миллионов душ баранта) отметили киргизов в истории народов кровавыми чертами. Эта зверонравность, вкоренившаяся в характер киргизов, долго служила препятствием даже малейшему порядку между ими, а тем более промышленности и торговле, и заставляла трепетать соседние народы. Даже в течение столетия, когда киргизы впервые начали вступать в подданство наших государей (с 1732 г.), они не оставляли своего кровожадного ремесла до начала второй четверти настоящего столетия, и несмотря на пожертвования и усилия нашего правительства к введению между ими какого-либо благоустройства и к смягчению нравов их, киргизы были дики как звери, и за очагом своим грубы и слабоумны, как отверженные дети человеческой семьи.
Средняя Азия, пребывая во всегдашней полудикости, разделенная на мелкие ханства, управляемые по внушениям Корана тираническим деспотизмом, и в минувшее полустолетие представляет нам ужасное позорище кровопролития и дикого истребления человеческого рода. Начнем с Бухары, сколько-нибудь лучше устроенного общества. Настоящая династия бухарских властителей, в последних годах минувшего столетия, истребляя предшествовавшую династию из потомков Чингиса, достигла власти путем зверского коварства, измены, насилия и мести. Смерть Гайдер-хана, последовавшая в 1825 году, открыла новое поприще его наследникам к восстанию и междоусобной войне, и в Бухаре вновь полились потоки крови. Сын Гайдера, Гусейн, провозглашенный эмиром, погиб от яда; брат его Омар, в свою очередь, осажденный в столице, побежденный и сверженный, брошен был в темницу, из которой впоследствии бежал и, скитаясь в Мешхеде и Болхе, умер в Кокане, и едва ли тоже не насильственною смертью. Нассыр-Уллах, брат этих ханов, отец нынешнего властителя Бухары, ознаменовал свою власть жестокими казнями важнейших приверженцев своих братьев, числом до нескольких сот. Три остальные брата Нассыра погибли в заточении. Династия коканских ханов, происходящая из города Исфары, утвердилась также в конце минувшего столетия, в лице Нарбут-бия, и с таким же коварством, изменой и насилием, как и бухарская. Невежество, произвол и деспотизм этого правительства превосходят воображение европейца. Ханство это, соединенное с Ташкентским и частию с Хондженским ханствами (Урютюпой) всего с небольшим сорок лет (в 1814 г.), а до того ведшее страшные и непрерывные войны с этими последними, с бухарцами, китайцами, киргизами Большой орды и бурутами (дикокаменными киргизами), во всех своих действиях представляет ужасы. Не всякий лютый и хищный зверь сравнится в кровожадности с Гомаром, ханом коканским, истязавшим и задушившим изменнически и варварски своих братьев, родных, ближних и приверженцев. Довольно упомянуть затем о ташкентском хане Юнус-ходже, строившем пирамиды из человеческих голов (в 1798 году) Небольсин. Очерка торговли России с Среднею Азиею (1855 г.)]
Мудрено ли, после такого общественного устройства и порядка
вещей, что во всей Азии, в особенности магометанской и Средней,
находятся сотни, тысячи, десятки тысяч недовольных, политических и
гражданских преступников, бессильных на месть и не заплативших
кровью за кровь, по необходимости бегущих куда глаза гладят! Наши
Киргизские степи были как прежде, так и ныне всегдашним убежищем
всех этих людей, всего этого, так сказать, азиятского сора. При
всех многочисленных караванах из среднеазиятских ханств, входящих в
наши степи и частию достигающих до границ Оренбургской и Сибирской,
находится и ныне до нескольких десятков этих беглецов. До
образования же в степях окружных приказов, до поселения казачьих
полков и во время важнейших переворотов и мятежей в Средней Азии,
беглецов этих приглашали сами киргизские солтаны и начальники
волостей, а потому они при караванах следовали тогда сотнями.
Затем, из бывшей Джунгарии киргизы, смешавшиеся с остатками
калмыков и с калмыками, бежавшими от нас с Волги, кочуя смежно с нашими
ордынцами, свободно переходят в русские пределы под предлогом
праздников, свадеб и поминок у своих единоверцев, родовичей и
родственников, и часто в виде караванов на верблюдах, до сотни
голов, а с ними следуют толпами беглецы и бродяги из разных
западных китайских провинций, и имеют случаи оставаться в наших
киргизских волостях и объявлять себя челоказаками. В число
челоказаков, по всей вероятности, вступают дезертиры из сибирских
линейных батальонов, происходящие из татар Казанской, Оренбургской,
Вятской и других губерний, часть дезертиров из линейного казачьего
войска, знающих в совершенстве киргизский язык, и часть
преступников русских, имевших возможность бежать в степи. Эти
последние люди, по принятии исламисма, вступают рабочими в
караваны, возвращающиеся в среднеазиятские ханства, и, по пробытии
там двух-трех лет, возвращаются в степи истыми магометанами и
объявляют себя челоказаками. А как все караваны, во время
длинного своего хода в обе стороны, останавливаются во всех
киргизских волостях, для торговли и с тем вместе для отдыха и найма
киргизского вьючного скота, часто по неделе и более, то все бродяги
эти имеют время приглядеться к местности, узнать основательно быт и
средства к жизни киргизов, познакомиться с ними, а часто и
породниться женитьбой. Затем легко остаются они под именем
челоказаков, а грамотные и хорошо знающие Коран и веру — под
именем ташкенцев, хотя бы происходили из Бухары, Хивы, Кундуза,
Бадахшана, Кашгара, Яркенда или других местностей. Слово
челоказак киргизы переводят свободным человеком, как
и самые киргизы называют себя казаками, т. е. свободными
людьми. Г. Левшин справедливо старался доказать, что кайсаками
киргизов называем мы неправильно, что настоящее имя их есть
киргиз-казаки. В мнении русских, проживающих на границе и в степях,
челоказаки — почти то же, что не помнящие родства, бродяги в
обширном значении слова. До постепенного введения прочного русского
владычества в степях (с 1825 года), бродяги эти поступали свободно
в состав киргизских волостей, по приглашению и с согласия старшин и
солтанов, а знающие ремесла и большинство ташкенцев в пограничные
города, всего более в Петропавловск, Семипалатинск, Троицк и
Челоказаки, кто бы они ни были, прикидываясь пред русским дикарями, всегда уверяют, что они родились где-то в далеких степях и странах, от неизвестных им отцов и матерей, потом в ранней юности похищены были туркманами, черными киргизами или другими разбойниками, проданы в неволю, выкупились или бежали, а киргизам рассказывают, что они скрывались и скитались в снегах Памиры и в пропастях Гинду-Куша, познакомились там с шайтаном (чертом) и другими злыми и добрыми духами, женились на трех-девяти гуриях и проч. Словом, пред киргизами они выказываются мудрецами и людьми необыкновенными, и рассказывают о жизни своей такие сказки, которые могут родиться только в воображении азиятцев. Ташкенцы, напротив, рассказывают большею частию о своих похождениях правдоподобно, не сознавая, впрочем, за собой никакой вины и подкрепляя все действия свои текстами Корана. Как самые киргизы, так и оба разряда этих бродяг не облагаются ни податьми, ни повинностями; даже часто хитростью и обманом они избавляются от взноса ясака за свой скот. Ташкенцы и челоказаки, живущие в городах, кроме того, пользуются всеми выгодами нашей общественной жизни, и даже при значительной своей торговле не вносят гильдейских повинностей. Всею этою льготою пользуются не только сами лично водворившиеся челоказаки и ташкенцы, но и все потомство их до нескольких колен, рожденное в степях и городах, не преставая называться челоказаками и ташкенцами.
Нечего и говорить о нравственных качествах большинства этих
бродяг. Они как люди, имеющие превосходство в образовании пред
азиятцами, вскоре по водворении в киргизских волостях приобретают
нравственную власть над простодушными детьми природы, киргизами. Не
зная ни работы, ни какого-либо занятия, кроме скотоводства и
перекочевки с одного места на другое, те и другие равно преданы
лени и праздности. Пришлецы эти, рассказами о чудных своих
приключениях, не лишенных, разумеется, поэзии, вкрадываются в
доверенность киргизов и выдуманными страданиями возбуждают к себе
участие. Случается, однако же, что из них являются ремесленники и
художники для киргизских потребностей, музыканты, разные забавники,
кудесники-лекаря вроде шаманов, а главное — муллы и ходжи
(будто бы покланявшиеся гробу пророка или гробам иных магометанских
святых), в особенности из ташкенцев. Исправляя духовные обязанности
и явно называясь муллами, они свободно проповедуют и веру Магомета,
и презрение к новым властям русским, поселяют в простых сердцах
киргизов старые предубеждения к порядку и воспоминание о минувшей
дикой воле, и вкореняют в них невежество и предрассудки, основанные
на всевозможных толкованиях Корана контрабанда. Во время
существования баранты, набегов одной волости на другую или при
разграблении караванов, они были главнейшими побудителями и
деятелями, потому что при неудаче умели мало терять, а при
успехе — пользоваться главною добычею. Ныне существующее в
степях страшное воровство на скот, в особенности на лошадей,
поддерживается исключительно ими. При водворении казачьих полков,
лошади, приведенные казаками со старого водворения по частям и в
немногие годы, в Кокбектах, в Аягузе, в Копале и других округах, были почти все украдены ими.
(У одних кокбектинских казаков в два года было уворовано до 800
лошадей.) Краденых лошадей вообще отправляют в Китай и
туркестанские ханства при караванных табунах, которые гонятся при
них для продажи во все помянутые места. С контрабандой на границе
редко попадаются киргизы, еще реже казаки, но всегда челоказаки и в
особенности ташкенцы. Они часто берут подряды для перевозки
провианта и других казенных тяжестей в заграничные округи, а равно
подряжаются и на другие работы у казны и частных людей, но на все
это по большой части нанимают киргизов, и, разумеется, с барышами
для себя. Суеверие и предрассудки, господствующие у киргизов как у
народа полудикого, сильно способствуют обманам и мошенничеству этих
бродяг. При лечении всевозможных болезней, в ворожбе, в
предохранении от несчастий, джаурунчи и баксы — шаманы и
колдуны — призываются ко всем киргизам: они состоят большею
частию из челоказаков и ташкенцев. С набожностью и уверенностью в
успехе, они принимаются за дело, и получают за труды значительный
бешкеш — подарок. Малейший успех в лечении,
предсказании или при избавлении от неприятности увеличивает силу
этих бродяг и влияние их над киргизами. Нам не раз случалось видеть
в степях этих джаурунчи и баксов в исполнении их ремесла. Опишем
один такой случай. В июле 1852 года, при возвращении с Копала,
около реки Лепсы, мы заехали, по делу и в гости, к одному богатому
киргизу, волостному управителю, и оставались у него около недели. В
одну лунную ночь, после длинных рассказов двух челоказаков и
ташкенца о их чудных приключениях, нам не хотелось спать, хотя
хозяин и весь аул, состоящий из
• Н.
А. Абрамов. Областный город Семипалатинск
• А.
К. Гейнс. Киргизские очерки
• Л.
К. Полторацкая. Бременская экспедиция в Семипалатинской
области
Баксы и джаурунчи:
• А. И.
Лёвшин. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и
степей
• П.
К. Услар. Четыре месяца в Киргизской степи
• А.
В. Терещенко. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая
орда
• Ч. Ч.
Валиханов. О мусульманстве в Степи
• И.
И. Завалишин. Описание Западной Сибири
• Бакса. (Из жизни оренбургских киргизов). (Оренбургский
листок)
• М.
Н. Ястребов. Киргизские шаманы
• С.
Г. Рыбаков. Отчет о поездке к киргизам
• А.
И. Матюшенский. Из поездки в степь. (Встречи и
наблюдения)