От Усть-Каменогорска до Копала (из «Киргизских очерков» А.К.Гейнса)

топ 100 блогов rus-turk07.04.2024 А. К. Гейнс. Киргизские очерки // Военный сборник. 1866. № 1, 6, 7, 8.


От Усть-Каменогорска до Копала (из «Киргизских очерков» А.К.Гейнса)


Усть-Каменогорск весьма опрятный городок, менее чем в 4.000 жителей, имевший, однако, в 1864 году за 500.000 годового оборота. Город построен при впадении реки Ульбы в Иртыш, там, где последняя река, стесненная до тех пор горами, разливается по широкому простору степей. От Усть-Каменогорска же, вверх до Бухтармы, Иртыш сдавливается в своем течении высокими гранитными скалами, между которыми он порывисто мечется и рвется как дикий зверь, торопясь к устью Каменных гор. Говорят, многие виды в горной долине Иртыша поразительны своею величественною красотою.

Несмотря на стремительное течение в теснине, река доступна для барок, на которых и доставляется серебряная руда из Бухтармы в Усть-Каменогорск. Переправляясь через Иртыш, мы могли заметить целые горы этой руды, сложенные на правом берегу недалеко от того места, где он вырывается из гор.

Усть-Каменогорск лежит недалеко от китайской границы. Известно, что теперь в пределах Поднебесной империи идет одна из тех внутренних революций, о которых в Европе не имеют и, к счастию, никогда не будут иметь понятия. Там происходит, в настоящее время, ожесточенная борьба двух религиозных систем, что в Азии равносильно двум государственным системам: магометанской с одной стороны, буддизма и конфуциянизма с другой. Западно-китайские номады — магометане или буддисты — принимают, по-своему, деятельное участие в этой борьбе, т. е. грабят друг друга и своих врагов. Вооруженный грабеж, по преимуществу угон скота, обыкновенное средство среднеазиятской войны; в некоторых запутанных спорных случаях он даже допускается степным обычным правом. Если грабеж может быть узаконен обычаем, он называется барантою. В тех случаях, когда, путем соглашения и мировых съездов, нельзя достигнуть примирения ссорящихся, баранта, произведенная в обширных размерах на одном каком-нибудь пункте, нарушает обыкновенно спокойствие целой страны. Действительно, ограбленные номады, не видя никаких средств вознаградить себя, угоняют скот у своих ближайших и более слабых соседей; последние поступают точно так же относительно других, и баранта распространяется на далекое расстояние во все стороны. Так камень, брошенный в воду, нарушает спокойствие поверхности, и далеко во все стороны идут круги от зыби, произведенной всплеском удара.

Понятно, что наша пограничная черта, прикасающаяся к стране, где владычествуют страшная резня и баранта, не может оставаться покойною; понятно, следовательно, также, почему при выезде из Усть-Каменогорска наши тарантасы были окружены конвойными казаками.

Дорога из Усть-Каменогорска в Кокпекты, перейдя на левый берег Иртыша, сейчас же поднимается на Калбинский хребет, составляющий продолжение Алтайских гор. По мере того, как мы взъезжали выше, из-под дерна чаще и чаще стали выглядывать сперва сланцы, а потом гранит. Округленные вершины, покрытые травою, заменялись гольцами, из-за которых глядели фантастически выточенные каменные гребни, казавшиеся то темными и сумрачными, то светлыми, будто полупрозрачными. Мы большею частию ехали по узкой долине Аблайкитки, весело журчавшей посреди нависших над нею скал. Там, где ручей просачивался сквозь недоступные трещины между гор, мы делали объезды и с грехом пополам тащились по голому граниту, составляющему дно какой-нибудь теснины, обставленной высокими стенами выветрившегося гранита. Экипаж прыгал по неровному пути, и по временам лошадям нужно было делать необычайные усилия, чтобы встаскивать его по натуральной гранитной лестнице. С особенным любопытством смотрел я на наш поезд, когда экипажи снова вытягивались в долину Аблайкитки. Один за другим показывались тарантасы из узкой щели серого гранита. Глядя на них, на одежду и лица проезжающих, на всю неазиятскую их обстановку, невольно думалось о полнейшем диссонансе поезда с безлюдным спокойствием едва обитаемых гор. Кругом тарантасов гарцовали казаки, ободряя лошадей громкими криками. Чуткое эхо вторило по горам и долинам дикие вопли, и долго еще потом пустынные ущелья передразнивали живые звуки и перешептывались странно измененными голосами, будто удивляясь такому нежданному количеству проезжих.

К вечеру мы разделились. Наш председатель От Усть-Каменогорска до Копала (из «Киргизских очерков» А.К.Гейнса)
Вид развалин Аблайкита. Г. И. Спасский, 1818


Мы порядком промокли, а между тем холодный ветер усиливался; потому мы почли за лучшее сделать остающиеся до ночлега 20 верст верхом, чем ежиться от холода в тарантасе и дремать под вой ветра в ущельях. Стало темно, когда мы переехали на горы левого берега. От туч, затянувших небо, выступила та серая мгла, которая обыкновенно непроницаемее темноты. Такие ночи в Крыму весьма обыкновенны. Будто для увеличения сходства, только что осмотренные полуразрушившиеся горы и развалины напомнили предгория Яйлы, с византийскими и генуэзскими на них развалинами. Почти ровно десять лет тому назад, в подобные серые ночи, мы чуть слышно выходили из севастопольской ограды, чтобы, вблизи неприятельских работ, заложить несколько самовзрывных фугасов… «Такая разбойничья ночь, — сказал я товарищу, ехавшему около, — была бы находкою в Севастополе». Заслышав, что речь идет о разбойниках, киргиз, бывший с нами, попросил сдержать лошадей и не очень опережать тарантас. «Здесь народ джаман Бобровское и Секисовское. В 1776 году главный доктор пограничных войск, Беренс, осматривая военные госпитали, был в этих двух селениях, жители которых заявили ему о своем желании заниматься пчеловодством, как в прежнем месте жительства. Так как местность, где расположены селения, богата растительностию, то в 1777 году, по настоянию Беренса, привезены были из Башкирии 30 колод пчел, которые и розданы по рукам в Бобровском и Секисовском селениях. Впрочем, ульи считались казенными, вследствие чего, несмотря на то, что в первый же год каждая колода дала по три роя, пчелы погибли от излишнего и нерасчетливого вынимания меда.

В 1792 году командир драгунского полка, квартировавшего в Усть-Каменогорске, Аршеневский, выписал из Оренбурга 50 колод пчел и, при помощи знающего пчеловода, успел завести пасеку. Успех был полный. После того Аршеневский стал продавать пчел, а бедным из числа жителей Бобровского и Секисовского селений, знакомым уже с пчеловодством, раздавал их и даром. На этот раз пчеловодство здесь привилось. С течением времени оно распространилось из Усть-Каменогорска по южной части Томской губернии и в степях долине Тентека завелись и казачьи пасеки.

__________

Из Лепсинской станицы мы поехали в Копал, опять-таки верхом. Останавливаясь в аулах у людей разных состояний и изучая таким образом киргизскую жизнь, мы ехали параллельно Алатавскому хребту, следовательно, и параллельно дороге из Лепсы к Гасфордовскому перевалу.

Страна, в которой мы теперь находились, известна в Средней Азии под именем Семиречья, Джиты-су. Семиреченский край граничит к северу Балхашско-Алакульскою низиною и озером Балхашем; на юго-западе граница будет идти по реке Иле, а на юго-востоке по Джунгарскому Алатау. В очерченном пространстве протекает семь рек, давших название краю: Лепса, Баскан, Саркан, Аксу, Бион, Каратал и Коксу, из которых каждая берет начало в вечных снегах северо-западного склона Алатау. Караваны, следующие из Средней Азии, рассчитывают, что между Балхашем и Алатау им надобно перейти вброд семь рек, которые во время таяния снегов в горах обращаются в стремительные потоки, опасные для переправы. Такая характеристическая особенность маршрута по стране, лежащей в северу от Джунгарского Алатау, и заставила среднеазиятских купцов отличать эту часть степей типическим именем Семиречья восстание мусульман, или дунгеней, в Западном Китае, уничтожившее всякую торговлю с Китаем. Некоторые из других причин, действующих невыгодно на развитие Копала, могли бы быть устранены. Когда мы заняли Копал, все покатости окрестных гор были покрыты густым лесом. Первые колонисты безжалостно валили столетних исполинов, чтобы построить дома, загоны, бани, риги, даже заборы из толстых срубов. Когда ближайшие леса были уничтожены дотла, до выкопанных корней, так что человек, придя на место, где прежде рос лес, не видит ни одного прутика, стали ездить за лесом далее в горы. Теперь лесные дачи Копала лежат за 25 верст от города, в труднодоступных ущельях, служащих источниками обеим Копалкам.



Другие отрывки из сочинений А. К. Гейнса: https://rus-turk.livejournal.com/537572.html

О населенных пунктах Семипалатинской области: https://rus-turk.livejournal.com/548880.html
О населенных пунктах Семиреченской области: https://rus-turk.livejournal.com/555456.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Это цветы я щелкнула в тот самый счастливый день по дороге в поликлинику) пусть они будут в ленте) они прекрасны, как и те самые новости. Прослушать или ...
P.S. Даже если патриарх Порфирий ошибся, произнося анафемы Недели Православия (любой может ошибиться), настораживает другое…  1. Это не случайно. И даже не потому что случайного ничего не бывает, а потому что патриарх Порфирий —  откровенный экуменист. И 2. Насколько ...
Всем привет! Сегодня очередной выпуск постоянной рубрики - Поиздевайся над РАВом . В этот раз я предлагаю вам поиздеваться над файлом, снятым в последний день осеннего похода к Белухе. Всю ночь сыпал снег, замело все вокруг. Пейзаж стал монохромным, и только золотые березы горели в черно- ...
Ой....... Чо тока в жизни не бывает, век живи, век дивись. Вона, Дуняшка наша, Смирнова, замуж за Рыжика вышла. И хто бы мог подумать....?! Вот я бы ни в жисть не догадалась бы, Рыжик мне всегда казался таким консервативным и старомодным, а тут на-ка, ...
Всеобщий салам и приветствие коммунарам. Собсно, в продолжение банковской темы. Расскажите, пожалуйста, и посоветуйте, какие сейчас модно и молодёжно иметь карты с кешбеком? Где максимально прозрачный и понятный кешбек на автозаправки? На пятёрочки всякие с перекрёстками? Какие карты ...