Фривольные картины Франсуа Буше
all_collector — 29.09.202329 сентября 1703 года родился Франсуа Буше, французский живописец, рисовальщик, гравёр и декоратор, законодатель всех видов искусства Франции начала XVIII века. Яркий представитель художественной культуры рококо.
Его творчество исключительно многогранно, он обращался к
аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские
ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены,
пасторали, пейзажи, портреты.
Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного
художника.
С раннего возраста он помогал отцу в мастерской, который зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки.
В 17 лет Франсуа поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства с высокопоставленными клиентами своего наставника.
В дальнейшем Буше занимался у Ф. Лемуана, известного мастера-монументалиста; затем работал в мастерской гравера Ж. Кара-старшего, изучая искусство оформления книг и гравюру.
Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния в 1723 году, но отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь через 4 года.
Первые годы после итальянского путешествия почти полностью посвящены рисунку, копированию и гравюре.
Период 1731-1760 годов был временем расцвета таланта Франсуа
Буше. Он создает полотна на мифологические и библейские сюжеты,
пишет пасторали, сцены в интерьере, пейзажи, делает декорации к
балетам («Персей» и «Галантная Индия»), работает для мануфактур
гобеленов и фарфора.
Кроме того, художник привлекался к украшению резиденций короля и
мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV
маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах,
была его поклонницей.
В последние годы жизни он был директором Королевской академии
живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». За несколько
месяцев до смерти, Буше избрали почётным членом Академии художеств
в Петербурге.
Его можно считать основателем целой художественной школы. Он создал
новый канон женской красоты, великолепно подходящий к парижскому
обществу того времени («Смуглая одалиска», 1745; «Геркулес и
Омфала», 1731-1734).
Пейзажи, выполненные им полны очарования и фантазии («Пейзаж в окрестностях Бовэ», 1742 и др.). Художник проявил себя как декоратор («Отдых на пути в Египет», 1757) и орнаменталист, которому столь часто подражали в XIX столетии. Будучи мастером виртуозных рисунков, он сделал их более 10 тысяч.
Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка. При этом половина из них будут портретами одного человека – одиозной и блистательной маркизы де Помпадур.
«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент.
А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур.
Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться - до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов.
И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы
ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле).
О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии
передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару
роз на паркет у ног Помпадур.
Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут
никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой
внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к
счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо:
госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени
дешевого заигрывания со зрителем.
Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.
Если в чем-то Буше и можно упрекнуть за этот портрет, то это сделала в частных письмах сама маркиза: «Он рисует меня красивой, но не слишком-то похожей». Что ж, холодный и трезвый ум – это именно то, что позволило мадам де Помпадур остаться в истории.
Скончался Франсуа Буше 30 мая 1770 года в Париже.