рейтинг блогов

Фрегат «Мермэйд»

топ 100 блогов sergiovillaggio03.10.2023 Сегодняшний вторник будет почти китайским... Ибо корабль, о которой пойдет речь, львиную долю своей карьеры прослужил в составе ВМС Малайзии. А малайцы - почти те же китайцы.

Материал является переводом статьи Кжиштофа Ханушека, опубликованной в польским журнале «Okrety Wojenne» №2 за 2006 год. Посему не взыщите за глубину и детальность изложения - это польская шиплаверская литература во всей своей красоте и неприглядности. Цветная схема авторства Томаша Гротника взята оттуда же, остальные иллюстрации собраны по просторам Интернета.

Фрегат «Мермэйд»

История создания
Корабль, о котором пойдет речь, имел интересную историю. Первоначально он был заказана Ганой. Это африканское государство, бывшая британская колония, было одной из первых стран Чёрного материка, получивших независимость. В составе ее вооруженных сил был создан и военно-морской флот.

Его первыми настоящими боевыми кораблями стали два корвета типа Mk.I, заказанные известной британской компании «Воспер-Торникрофт». Они имели водоизмещение по 500 тонн, вооружение состояло из одного 102-мм орудия и противолодочного бомбомета. Еще один, гораздо более крупный, корабль – фрегат – также был заказан британской фирме. На него возлагались функции флагманского корабля флота и президентской яхты. Он получил наименование «Блэк Стар» («Black Star» – Черная звезда), а стоимость постройки составила 5 млн. ф.ст. В то время это был самый большой военный корабль, заказанный государством «Чёрной» Африки. Это отражало, скорее, чрезмерные амбиции президента Нкрумы, тогдашнего лидера этой африканской страны, чем ее реальные оборонительные потребности. Контракт на постройку был заключен с известной британской фирмой «Ярроу», но обстоятельства сложились так, что фрегат так и не попал к заказчику.

Описание конструкции
Корабль имел гладкопалубный корпус с подъемом к форштевню. Всю среднюю часть занимала протяженная надстройка, в которой, среди прочего, располагались конференц-зал и роскошные каюты для президента и его окружения. В силуэте преобладали высокая фок-мачта коробчатой конструкции и приземистая дымовая труба округлой формы – довольно типичные решения для британского кораблестроения того периода. Просторная палуба юта оставалась пустой, если не считать ниши, в которой размещался реактивный противолодочный бомбомет. Во время службы в малазийском флоте (см. ниже) она время от времени использовалась как вертолетная площадка.

Наибольшая длина корабля составляла 106,9 м, ширина – 13,9 м, осадка в полном грузу достигала 4,7 м, стандартное водоизмещение фрегата – 2300 т, полное – 2520 т.

Главная энергетическая установка фрегата состояла из восьми дизельных двигателей Адмиралтейского Стандартного типа ASR-1 общей мощностью 12 400 л.с., через редукторы приводящих в движение два вала, заканчивающихся винтами регулируемого шага. Максимальная скорость хода – 24 узла. Сразу стоит отметить, что во время службы под малайзийским флагом, в 1995-1997 гг., была произведена замена силовой установки – установлены два дизеля типа «Сторк-Вяртсиля» 12SW28 общей мощностью 13 502 л.с. Запас топлива составляет 230 тонн дизельного топлива, что обеспечивало дальность плавания 4800 миль при экономичной скорости 15 уз.

В состав спасательного оборудования входили пневматические плоты и три шлюпки на кранах: две с левого и одна с правого борта (вместо них регулярно брались полужесткие лодки).

Главное артиллерийское вооружение состояло из двух 102-мм/45 универсальных орудий в спаренной установке «Виккерс» Mk.XIX, размещавшейся в носовой части. Его дополняли четыре одиночных 40-мм/60 автомата, размещавшихся на надстройке: два в ее кормовой части и две на уровне фок-мачты (по одному с каждого борта) – последние со временем были сняты.

Для борьбы с подводными лодками предназначался трехствольный 305-мм реактивный бомбомет «Сквид», который устанавливался в нише в кормовой части палубы юта аналогично тому, как устанавливались бомбометы «Лимбо» на британских кораблях.

В ходе модернизации, произведенной во время службы в малазийском флоте в 1995-1997 гг., носовое 102-мм орудие были заменено 57-мм/70 автоматом «Бофорс» SAK-57 Mk.1, установленным в закрытой башне. Любопытно отметить, что установка Mk.XIX при этом попала в музей. Одновременно два оставшихся 40-мм автомата были заменены более современными «Бофорсами» с длиной ствола 70 калибров. Кроме того, была произведена замена устаревшего бомбомета «Сквид» более современным трехствольным «Лимбо» Mk.10.

Радиоэлектронное вооружение корабля выглядело довольно скромным. Оно состояло из радара общего наблюдения «Плесси» AWS-1 на вершине фок-мачты и навигационного радара «Декка-45» на небольшой площадке в нижней части той же мачты. Обнаружение подводных лодок и выработка данных для стрельбы противолодочного вооружения возлагались на гидролокаторы типа 170 и типа 176.

Экипаж, изначально состоявший из 177 офицеров, старшин и матросов, при переоборудовании фрегата в учебный корабль, увеличился до 210 человек.

Постройка и служба
Киль корабля был заложен 28 октября 1965 г. на верфи «Ярроу». Еще до завершения работ на стапеле лидер Ганы президент Нкрума был свергнут. Новые власти пришли к справедливому выводу, что бедная африканская страна не может позволить себе такую дорогую «игрушку», и отменили заказ. Таким образом, компания «Ярроу» осталась с недостроенным кораблем и проблемой, что с ним делать дальше. Было решено продолжить строительство, рассчитывая в будущем найти на него покупателя. Фрегат был спущен на воду без каких-либо церемоний (он даже не получил названия!) 29 декабря 1966 г. Достроечные работы на плаву закончились в июне 1968 г. Корабль был поставлен на якорь на реке Клайд, где был вынужден оставаться без малого четыре года.

В этот период никто не выразил желания купить его. Тем временем в самой Британии произошли события, которые должны были круто изменить до сих пор не очень благосклонную к рассматриваемому фрегату судьбу. После победы консерваторов на выборах 1971 года новое правительство решило приобрести корабль, чтобы хоть немного укрепить Королевский флот, а также улучшить положение компании «Ярроу», считавшейся важной частью британской оборонной промышленности. В апреле 1972 г. фрегат был доставлен на военно-морскую верфь в Портсмуте, а в октябре того же года – в Чатем. После проведения необходимых работ, 16 мая 1973 г. фрегат вошел в состав Королевского флота, получив название «Мермэйд» (HMS Mermaid) и тактический номер F 76. Предыдущим кораблем, носившим это имя, был фрегат типа «Блэк Суон».

В составе Королевского флота «Мермэйд» классифицировался как фрегат общего назначения (General Purpouse Frigate). Его тактико-технические характеристики и вооружения ставили под сомнение пригодность для службы в составе сил НАТО, где в качестве вероятного противника выступал мощный советский флот, поэтому после завершения боевой подготовки экипажа было решено отправить фрегат в воды Дальнего Востока.

Там корабль оставался в течение трех лет, действуя в акватории Гонконга, принадлежавшего тогда британской короне. Кратким, но интересным эпизодом в его карьере было пребывание у побережья Вьетнама в 1975 году, когда «Мермэйд» должен был обеспечить эвакуацию британских граждан из Южного Вьетнама, павшего под ударами победивших сил Севера.

Не прошло и года, как корабль вернулся в родные воды. По возвращении произошел трагический инцидент: во время маневров НАТО в Северном море в 1976 году фрегат столкнулся с тральщиком «Фиттлтон». Дальнейшая служба корабля под британским флагом длилась недолго. Правда, он успел поучаствовать в так называемой «тресковой войне» с Исландией. Одной из последних задач фрегата стало участие в испытаниях, целью которых являлось изучение способности радаров обнаруживать объекты на фоне моря.

В начале 1977 года «Мермэйд» был выведен из боевого состава Королевского флота.

В апреле этого года корабль был передан военно-морским силам Малайзии. В их составе он заменил списанный фрегат «Хан Туа» («Hang Tuah») британского типа «Лох» периода Второй мировой войны, унаследовав его название. Британский тактический номер при этом не менялся, закрашивалась только литера «F». После капитального ремонта, проведенного на верфи «Воспер-Торникрофт», корабль отплыл в Малайзию в августе 1977 года. Со временем «Хан Туа» был переоборудован в учебный корабль и по сей день выполняет эту задачу.

Заключение
История данного корабля оказалась интересной и разнообразной. Любопытно отметить, что он стал последним фрегатом Королевского флота, вооруженным орудиями Mk.XIX и бомбометом «Сквид»; эти относительно простые образцы вооружения и скромное радиоэлектронное оборудование были выбраны намеренно, поскольку низкий уровень технической культуры, преобладающий в стране, которая разместила заказ, ставил под сомнение способность использовать более современный и, следовательно, более сложный набор электроники и вооружения. Сам факт службы этого корабля под флагом с Крестом Святого Георгия стал результатом счастливого стечения обстоятельств, продиктованного политическими условиями. Учитывая характеристики фрегата, его использование для демонстрации британского присутствия на Дальнем Востоке было, пожалуй, лучшим вариантом. Продажа корабля открыла новую главу в его судьбе. Новый владелец, похоже, тоже нашел для него правильное применение. На данный момент [2006 год] нет никаких признаков подготовки его списания в ближайшее время, и, как это ни парадоксально, он может пережить многие более современные и ценные корабли.

Фрегат «Мермэйд»
Фрегат "Блэк Стар" в ротсейских доках, 1 декабря 1968 г.

Фрегат «Мермэйд»
Фрегат "Мермэйд" вскоре после вхождения в состав Королевского флота

Фрегат «Мермэйд»
Фрегат "Мермэйд" входит в австралийский порт Фримантл, середина 1970-х гг.

Фрегат «Мермэйд»
Фрегат "Мермэйд" после возвращения в метрополию, июнь 1977 г.

Фрегат «Мермэйд»
Учебный корабль "Хан Туа" в парадном строю, 8 декабря 2005 г.

Фрегат «Мермэйд»
Учебный корабль "Хан Туа" в наши дни

Фрегат «Мермэйд»
Фрегат "Мермэйд"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
мы сегодня ездили в Билефельд поступать Ксюшку на факультет фотографии и ПОСТУПИЛИ!! :)) что только не сделаешь ради искусства - на одной из 10 фотографий мастурбирующая я. принимаем поздравления :) *ушли пить ...
Совершили тут небольшое автопутешествие в Польшу. Сразу отвечаю на вопрос "Почему именно в Польшу, а не проехали еще 100 км. до какой-нибудь Чехии, Германии или прочих Венгрий" - мы там уже были, а в Польше не были. Участники пробега: Я, жена, почти 5-летний сын. Машина Шкода Октавия, тел ...
Хотел сопли пустить, вдаться в воспоминания , типа — « Когда грянула эта ваша перестройка....», но раздумал. Короче, почему всё стоит и не двигается никуда. Со всеми этими властными, пришедшими из воровской среды всё давно ясно и смысла нет о них писать что-то. Но все остальные то чего? ...
Курская область: Почему ВСУ лезут в Глушковский район? Вот уже порядка двух недель фронтовые сводки пестрят о попытках ВСУ основательно закрепиться в Глушковском районе. То и дело в Сети всплывают новые кадры с ВСУшными пленными, выбитой техникой и прочими «прелестями» ...
Полезно посмотреть тем кто на каждом углу орёт про то как плохо стало жить в российском Крыму. Самые значительные изменения можно отследить в Симферополе. Ведь если в приморских, туристических городах еще какой-никакой ремонт делался, то столица Крыма выглядела забытой и ...