ФРАНСИСКО ГОЙЯ. МАХА ОДЕТАЯ/ МАХА ОБНАЖЕННАЯ
nikonova_alina — 31.10.2024В творческом наследии любого художника, особенно если оно достаточно обширно, всегда можно выделить топ-5 или 10 самых популярных и известных работ, причём они даже необязательно относятся к числу лучших работ художника. Если речь идет о Гойе, то в таком списке непременно будут присутствовать два портрета одной женщины, традиционно называемые «Маха одетая» и «Маха обнаженная».
Но сначала пара слов о том, кто такие эти махи, поскольку они часто встречаются на картинах Гойи и не только. Махо и маха – представители своеобразной испанской народной субкультуры, которая со временем стала восприниматься как квинтэссенция подлинного и исконного испанского народного духа.
Махо (мajos) и их подруги махи (majas) были представителями низов общества, чаще всего выходцами из среды обедневших провинциалов, так сказать, понаехавшими в Мадрид обитателями столичных трущоб.
Махо считались настоящими бандитами, и это общественное мнение они старательно поддерживали своим надменным видом, вызывающими манерами и типичным костюмом. На мадридских улицах обычной была ситуация, когда такой надменный махо с важным и презрительным видом шагает прямо посередине проезжей части, закутавшись в длинный плащ и вызывающе попыхивая большой чёрной сигарой.
Костюм махо включал несколько обязательных элементов: короткая куртка (которую позже во Франции назовут «фигаро»), короткий жилет яркой и пёстрой расцветки, плотно облегающие декорированные штаны до колен, кушак, туго перехватывающий талию, светлые чулки, а также сетку для волос. На ногах они носили особые, низко вырезанные туфли с пряжками, а за широким поясом у каждого истинного махо был спрятан нож-наваха.
Их спутницы, махи, также выделялись из толпы своей манерой поведения и чувством собственного достоинства. И их костюм отличался своеобразием и содержал элементы, аналогичные мужскому: короткая приталенная курточка иногда с высоким стоячим воротником, рукава с небольшими буфами фонариком, облегающий лиф. Все это сочеталось с традиционной черной юбкой и мантильей. Махи, так же, как и махо, обязательно носили при себе оружие: они засовывали короткий кинжал под подвязку, под пышной юбкой его не было видно.
Отношения между махо и махой согласно принятому поведенческому ритуалу были исключительно бурными. Считалось, что она хочет женить его на себе, а он жениться отказывается, но при этом не дает ей уйти и бешено ревнует. Их встречи всегда сопровождались шумными ссорами, часто рассчитанными на публику, а иногда они оба пускали в ход свои ножи.
Лион Фейхтвангер в своем знаменитом романе «Гойя, или Тяжкий путь познания» рисует весьма яркий образ представителей махо:
«…Мужчины были кузнецами, слесарями, ткачами, трактирщиками или промышляли контрабандой, торговлей в разнос, игрой. Женщины содержали кабачки, чинили одежду и белье, торговали на улицах фруктами, цветами, разнообразной снедью; ни одна ярмарка, ни одно празднество не обходилось без их товара. Не гнушались они и тем, чтобы выманивать деньги у богатых мужчин.
Махи не признавали иной одежды, кроме традиционного испанского наряда. Мужчины ходили в обтянутых штанах до колен, в башмаках с пряжками, короткой куртке с широким шарфом вместо пояса, в шляпе с огромными опущенными полями и никогда не расставались с длинным плащом - капой, со складным ножом - навахой и с толстой черной сигарой. Женщины носили открытые туфли, вышитый, глубоко вырезанный лиф, перекрещенную на груди яркую шаль; в праздник они щеголяли кружевной мантильей и высоким гребнем. Частенько за левую подвязку у них был заткнут маленький кинжал.
Власти с опаской поглядывали на длинный плащ махо и на широкополую шляпу, закрывающую лицо. Махо любил длинный плащ потому, что он прикрывал грязную рабочую одежду, а случалось, и что-нибудь такое, что лучше было не показывать; любил он и широкополую шляпу, кстати бросавшую тень на лицо,которому не к чему быть узнанным…»
Если мужчину-махо опасались, то женщина-маха стала одним из самых популярных образов своего времени. В конечном итоге маха стала восприниматься вообще как истинная испанка, поскольку в ее характере сочетался романтизм, гордость и страсть. Конечно, популярности образу добавлял и живописный национальный костюм.
Именно поэтому портреты в костюме махи оказались им весьма востребованным жанром. И не удивительно, что примерно в 1800 году Гойя получил от фаворита испанской королевы Марии Луизы Пармской Мануэля Годоя заказ на портрет некоей дамы в костюме махи.
Продолжение следует…