Французские боги (попытка толкования на Бюро Легенд)
palaman — 30.04.2022 Французский шпионский сериал "Бюро легенд" не перестаёт меня волновать. Я ощущаю присутствие какого-то содержания, которое продолжает оставаться неосознанным -- а значит, требует осознания.Я уже сделал две попытки (см. Бюро легенд или Сказки о Силе и Снова о Бюро легенд), но в обоих случаях был не уверен, что сериал уже завершён. Может быть, он и сейчас ещё не завершён -- кто знает? Французы обнаружили новый закон жанра идеального сериала: каждый сезон должен казаться последним, но оказываться предпоследним. И каждый новый сезон должен изменять смысл всех предыдущих сезонов так, чтобы предыдущий смысл оказывался лишь внешней оболочкой смысла, который по-настоящему раскрывается лишь в последнем сезоне. Каждый новый сезон заставляет нас переосмыслить, а то и пересмотреть заново все предыдущие сезоны. (Подробнее я об этом рассуждаю в заметке Снова о Бюро легенд.)
Это действительно интересный приём, по сути своей почти очевидный (как и всё, что было когда-то невероятным), но придумать его чисто технически было невозможно до появления жанра многосезонного сериала как такового. Сценаристы, до которых ещё не дошло, делают обратное: они подчёркивают незавершённость каждого сезона чтобы возбудить интерес зрителя, не понимая, что гораздо больше интереса способен возбудить новый сезон сериала, казалось бы, уже завершённого. Ведь полюбившиеся герои продолжают жить в наших сердцах. К тому же, таким образом понятый жанр сериала позволяет (потенциально) продолжать и продолжать сериал без конца без опасения скатиться в повтор и банальщину. Итак, новый закон жанра: заново и по-новому завершать весь сериал каждым новым сезоном!
Попробую и я последовать этому принципу и истолковать "Бюро легенд" исходя из предположения, будто сериал это наконец-то действительно завершён. Не беда, если предположение это окажется ошибочным. Это будто лишь означать, что создатели сериал внесли в него новый смысл, нуждающийся в новом истолковании. Я принимаю правила этой игры!
Итак.
Я вдруг понял, что самый интересный, самый информированный персонаж в первых трёх сезонах это доктор Лорен Бальмес — психолог и двойной агент (работает одновременно на Францию и на США).
Я бы даже сказал, что она и является главным героем этого шпионского сериала, просто её намеренно заслоняет от зрителя всё время находящийся на первом плане Поль Лефевр (он же Павел Лебедев, он же Гийом де Байи). Я бы сказал, что она и есть настоящий главный герой — но это неверно. Если бы она действительно была главным героем, она бы не исчезла после третьего сезона.
Если бы! если бы "Бюро" завершилось третьим сезоном, исчезновением Гийома де Байи (он же Поль Лефевр) -- тогда я сказал бы, что доктор Бальмес это и есть главная скрытая пружина сюжета всей истории. Что история-то собственно, не про Гийома де Байи, а про доктора Бальмес. А Гийом лишь попал в замес доктора Бальмес, является то ли её агентом, то ли вообще жертвой.
Если бы история завершилась вторым сезоном, я бы осталовился на толковании, изложенном в заметке Бюро легенд или Сказки о Силе: что это история шпиона, который заставил своё шпионское Бюро работать на себя самого. Притворяясь агентом Бюро Легенд, он в сущности был агентом какой-то иной силы. Какой именно? Тогда я этого не понял и решил, будто Гийом работает на самого себя, точнее, на свою любовь к Надие Эль-Мансур... но теперь-то (после 5-го сезона) совершенно понятно, что это толкование никуда не годится, потому что его шпионские игры привели к смерти его возлюбленной. Это толкование хорошо работало для первых двух сезонов, но уже в третьем оно дало сбой, потому что теперь для спасения Гийома его возлюбленная Надия должна была пожертвовать своим благополучием. Тогда я предположил, что главным героем всей истории является любовь? что это история о самопожертвовании ради любви? Но нет, такое толкование оказалось явно недостаточным...
А что, если доктор Бальмес сознательно играла на чувствах Поля Лефевра, используя его в своих целях? Что, если эта любовь и не любовь вовсе, а инструмент влияния? (Подробнее см. Снова о Бюро легенд)
Но не так-то всё просто! Потому что после бегства Поля Лефевра в Россию (!) доктор Бальмес бесследно исчезает.
В четвёртом и пятом сезонах её нет, зато вместо неё появляется русский Карлов, высокопоставленный функционер ФСБ, которого Поль Лефевр два сезона заманивает в ловушку. Это происходит одновременно: исчезает один герой (Бальмес) и появляется другой (Карлов). Не означает ли это, что новый смысловой слой сериала, обнажившийся двумя последними сезонами, подталкивает нас к мысли, что Бальмес тоже всего лишь чей-то инструмент. Не двигатель сюжета, а всего лишь его движитель.
Так ведь и с самого начала было понятно, что доктор Бальмес вовсе не главный герой. Просто она — особо уполномоченная музой Бюро Легенд. Стоит обратить на неё более пристальное внимание, как начинаешь видеть странную и удивительную вещь. Именно она движет сюжет на протяжении трёх сезонов. Заметьте! Ведь Полю Лефевру удаётся сбежать от ЦРУ благодаря "неосторожности" и "доверчивости" доктора Бальмес. И бежит он в Россию. А как только Поль Лефевр превращается в Павла Лебедева — доктор Бальмес полностью исчезает с радаров.
И я думаю, что причина тому — банальное mission accomplished!
Как ещё можно было заставить русских поверить Полю Лефевру, кроме как организовав попытку его убийства американцами на территории Украины? Теперь я думаю, что "вынужденное" обращение Поля к помощи ЦРУ это лишь маневр, конечная цель которого — втереться в доверие к русским. Да и сама любовная интрига Поля Лефевра с большеглазой сирийкой Надиёй Эль-Мансур это всего лишь манёвр, цель которого — убедить американцев, что несчастный Поль обратился к ним не по заданию, а искренне добиваясь спасения своей возлюбленной?!
Но кто же тогда доктор Бальмес? На кого она в действительности работает? А если она НЕ двойной агент? А если она работает НЕ на Францию и НЕ на США (ведь получается, что она кинула тех и других?!), а на какую-то Силу, которая стоит позади И Франции, И США. Ну типа на наших гипотетических Бонапартов (см. Две д'Франции)
Как тебе такое, Илон Маск?
И главной мишенью этой Силы являются отнюдь не США (которые у д'Франции и так в кулаке), а именно Россия. Но если так, то "Бюро легенд" (в том виде, в каком этот сериал предстаёт перед нами, если предположить, что 5-й сезон является завершающим) это ИДУ НА ВЫ по-французски. Тонкий намёк на толстые обстоятельства, изложенные мною в заметке Кто, кем и с кем играет на Украине, к которой я и отсылаю моего дорогого читателя.
То есть, выходит, что "Бюро Легенд" это история о том, как французское Бюро (ГУВБ) работает по РФ. Если так, то становится отчасти (пока лишь отчасти) понятной главная странность этого сериала, отмеченная Андреем Лазаром 2 декабря 2020 г. в facebook, цитирую:
> Досматриваю 5-й сезон "Бюро легенд". Самая заметная легенда во всем сериале - отсутствие англичан. Американцы есть (они там плохие парни), русские есть (рфские спецслужбы, они главные плохие парни), всякие арабы и кампучийцы (в Пномпене ИТ-контора ФСБ), а вот англичан - нет.
Может, их потому и нет, что они-то и есть самая-самая главная мишень, настолько главная, что хищная французская кошка даже не смотрит в их сторону. Нет их, нету. При чём тут англичане, о чём вы вообще?!
Да, но в таком случае -- что это за кошка? Что за кошка, которая играет Российской Федерацией как мышкой (см. Кто, кем и с кем играет на Украине), совсем-совсем не глядя при этом даже в сторону Англии? Кто эти люди?! Кто способен мыслить настолько масштабно, интригуя против Лондона, да ещё и делая при этом игривые намёки на будущие (уже начавшиеся 22022022) кровавые события?!
И вот тут мне хочется кратко изложить моему дорогому читателю сложившуюся у меня последнее время версию: как устроен мир. В принципе, я эту идею уже высказывал в заметке Как на самом деле (магия Власти), но имплицитно. А теперь выскажу эксплицитно (но мимоходом, в заметке про кино). Так вот осторожно я к ней подкрадываюсь.
Теория Власти началась с того, что мы чётко осознали различие между Властью и Управлением. В прежние века (до XV века, до откровения Козимо Медичи, см. Мистерия Власти) это были практически синонимы, так как люди боролись за власть именно для того, чтобы управлять. Далеко не сразу стало понятно, что гораздо удобнее и безопаснее владеть, не управляя, предоставляя управление специалистам по Управлению, не входящим во Власть. (См. Естественное и искусственное государство. Главная мистификация России: как нас дурачат)
Эта простая, но фундаментальная идея (различить Власть и Управление) до сих пор не усвоена почти никем! И теперь я (кажется) начинаю осознавать причину. Люди ощущают некую пустоту, недостающее звено в этой конструкции. Его ощущал и сам Щеглов, я это знаю точно, так как мы с ним постоянно спорили об этом. Я оказался более последовательным сторонником теории Власти, чем её создатель. И сейчас моему дорогому читателю станет ясно, почему.
Дело в том, что управлять-то надо, и более всего в этом заинтересована именно Власть. Пусть интерес Власти -- лишь сохранение Власти, пусть для Власти безразлично Управление как таковое. Но именно для сохранения Власти и надо управлять! Причём управлять надо масштабно, буквально в масштабах столетий! Но люди так долго не живут. Для человека план на пятьдесят лет почти не вместим. Между тем, глядя на человеческую историю, мы обнаруживаем некие признаки действия планов если не тысячелетних, то как минимум 500-летних.
Есть естественный и простой выход из этих парадоксов. Достаточно предположить, что людьми управляют не люди. А кто? Ну понятно же: боги. Возможно, звучит это как банальная конспирология самого низкого пошиба, но не спешите с выводами. (Ведь я не верю в Зло, никакого Зла в моей картине мира просто нет, см. Как изменить мир: магия покаяния) Итак, что конкретно я предлагаю.
Я предлагаю разделить Управление на два уровня, на два этажа. Один из которых по-прежнему ниже Власти, а другой выше Власти. Давайте подробнее.
В моей картине мира боги не имеют власти над людьми. Они могут лишь косвенно влиять на поведение людей, вкладывая в них помыслы, но главное всегда остаётся во власти человека: принять помысел или отвергнуть его. Вместе с тем, боги вполне способны строить масштабные планы. Но что толку от планов, если нет возможности их реализовать?!
Со своей стороны, Власть (то есть, властные группировки и возглавляющие их "короли", заключающие союзы против других "королей", см. Как рождаются властные группировки) обладает властью над людьми, но не способна строить масштабные планы.
Ну, так что мешает им объединиться и образовать симбиоз? (Сравните с Магией животных, о симбиозе животных и духов.)
Пусть боги проводят свои масштабные планы по Управлению людьми, используя Власть в качестве своего инструмента. А Власть со своей стороны наслаждается своей властью, не заморачиваясь с Управленем -- кроме тех случаев, когда боги требуют от Власти точечного вмешательства в процесс Управления (убрать ненужного человечка из Управления или назначить нужного). При этом влияние богов, подкреплённое властью Власти обретает плоть и кровь. А Власть со своей стороны начинает приобретать в наших глазах божественные качества (кажущейся) дальновидности, мудрости и предусмотрительности.
Так вот кто замахнулся на Управление Россией! (Я опять толкую Бюро Легенд.) Не жалкие д'французы, а музы, вдохновившие французских художников создать этот сериал -- и вместе с тем столкнувшие лбами украинских националистов с московскими новиопами, получив таким образом канал прямого влияния на русских, которых испуганные новиопы до сих пор не позвали на войну (см. Ещё не война).
Не в этом ли секрет таинственного обаяния этого сериала? История о французском шпионе, проникшем в сердце Новиопии оказывается историей д'французской музы, проникшей в самое сердце русского зрителя.
Dixi
См. также
Хозяева дискурса и Господин реальности
|
</> |