
Французские банкноты

Из всех европейских (да пожалуй, что и мировых) бумажных денег
совершенно особняком стоят французские. В этой сфере, как и в любой
другой, новые методы печати быстро становятся достоянием всех.
Американцы придумали гильоши, русские - орловскую печать, кто-то
еще - гравированные портреты, и постепенно деньги всех стран стали
использовать такие методы защиты. Их применение и создает
классический и знакомый всем образ "денег".
И только французы в 20-е годы пошли своим путем, не соблазнившись
ничем чужестранным. Чтобы усилить защиту своих банкнот, они
разработали совершенно уникальный (и подозреваю, что очень
трудоемкий метод) цветной печати - в те времена, когда все
старались печатать в одну краску хотя бы на одной стороне,
поскольку многоцвет был очень дорогим.
На французских бумажных деньгах XX века нету гильошей и прочих
механических узоров. Нет плавных переходов цветов. Нету гравюр по
металлу. Вся поверхность банкноты нарисована вручную красками, а
затем, похоже, для каждого цвета гравировалась отдельная печатная
плата, после чего бумагу печатали в большое количество проходов -
не меньше пяти - с очень точной приводкой.
Из-за этого банкноты французов похожи на картины, причем временами
очень причудливые.
Обращает на себя внимание и очень строгая работа со шрифтами -
никаких выдумок, никаких фривольностей, только классическая
Антиква, в которой дозволяются небольшие авторские украшения.
Поэтому французские деньги узнать очень легко. Их не спутаешь ни с
чем.
Что же касается сюжетов, то тут даже галлы следовали общемировой
моде, начав с античных богинь.
Однако они ухитрялись выстраивать из действующих лиц целые истории,
которые можно разглядывать часами, пытаясь понять, что там
происходит, и кто с кем в каких отношениях.
Да, до таких пикантных сюжетов могли додуматься только французы.
Это невыпущенный эскиз 1943 года. Думаю, что хвосты на рисунке
хорошо заметны.
В 30-х годах моду стал диктовать Советский Союз. Поэтому на франках
тоже появляются разные пролетарии, но, конечно, не мрачные, с
изможденными лицами и грубыми руками, а легкие и воздушные.
Вот рыбак и трудовые крестьянки.
Это тоже, похоже, крестьянка, судя по быку рядом и какому-то
сельхозорудию в руках. В каталоге она подписана как "Jeune paysan".
А с другой стороны ленивые моряки.
А вот художественная интеллигенция в лице Франсуа Рене де
Шатобриана и его интеллектуальных подружек.
Было даже что-то типа советской дружбы народов, хотя официальное
название - "Французская империя". Несмотря на то, что тут
представлены разные расы и национальности, во всех лицах есть
что-то неистребимо французское.
Впрочем, на больших купюрах французы предпочитали аллегорические
фигуры, оставляя пролетариев побоку.
Не обходилось и без экскурсов в славную историю Франции. На первой
банкноте - Жак Кёр, а кто в кружевах - неизвестно.
А в пятидесятых годах французы придумали свою собственную моду -
размещать на деньгах рисунки знаменитых людей, прославивших
страну.
Причем, уж у кого-кого, а у них список был огромный. И не
местечковые знаменитости, которых приходится подписывать, а
всемирно известные.
Мольер:

Кардинал Ришелье:

Вольтер:

И, конечно же, сам Наполеон Бонапарт, молодой и красивый, задолго до Ватерлоо:

Вот для интереса набросок из этой же серии. Видно, что художник рисовал сразу всю композицию, кроме мелких надписей, а затем технические работники воплощали ее в форму для печати. Если интересуетесь, кто нарисован, то это Расин.

К восьмидесятым годам, впрочем, французское деньгоделие сильно захирела. Новая серия была довольно невзрачной, хотя и на ней были запечатлены знаменитые люди: Делакруа, Монтескье, Берлиоз, Паскаль. Но чего-то в ней уже не хватало.

И это притом, что эскизы того времени были отличными. Но почему-то в серию они не пошли.
Мария Склодовская-Кюри.

Снова Берлиоз, но не такой растрепанный. На обратной стороне еще и черти были нарисованы.

Ренессанс

Средневековье

На самую последнюю французскую серию без слез смотреть было уже невозможно. Это просто конфетные фантики. Как можно было опуститься до такого треша с былых вершин - выше моего разумения.

|
</> |
