Формулы психологии 3

Добрый день, друзья!
Решил продолжит серию «формулы психологии», но на этот раз без формул… и по жалуй уже несколько серьёзней, нежели это было в прошлых постах. Самая первая заметка этой серии породила интересное обсуждение в комментариях, которыми я буду пользоваться для написания этого поста (спасибо комментаторам!).
Для начала мне бы опять хотелось указать на то, что психологическое консультирование по сути своём является достаточно уникальным явлением, с точки зрения товарно-денежных отношений. Практически никогда цена не определяется клиентом (за редким исключением, о которых ниже) – его потребностями, запросами, представлением о мире и т.д. Как правило, цену устанавливает консультант, с которой клиент либо соглашается, либо нет.
Этому есть свои причины, о которых чуть ниже. Сейчас же я перечислю известные мне способы оплаты, которыми реально пользовались, пользуются и скорее всего будут пользоваться практикующие частным образом психологи-консультанты.
1. Фиксированная оплата, установленная психологом.
Это самый распространенный вариант среди практикующих психологов. Здесь психолог, руководствуясь некоторыми показателями (в полу-шутливой форме я описывал их раньше) определяет стоимость своих услуг – либо стоимость консультации, либо стоимость часа работы.
Мне кажется, что это самый приемлемый вариант.
2. Бесплатная работа.
Как правило бесплатный приём у психолога можно получить в учреждениях, финансирование которых осуществляет государство или заинтересованные частные организации. Так же, несколько реже, можно встретить ситуации, когда студенты, имеющие необходимые знания и некоторые навыки, но всё таки не обладающие большим опытом (и не уверенные в своей эффективности) проводят частные консультации бесплатно, либо за условные деньги. Однако, как мне известно, есть отдельные случаи, когда квалифицированные психологи проводят консультации совершенно бесплатно: такое происходит в том случае, если психолог имеет другой заработок, а консультирует для других целей. Позволю себе процитировать dikayahozyaika:
Знаю еще одного, который раньше, кажется, консультировал за плату, а теперь зарабатывает в какой-то фирме - не консультированием, и зарабатывает, видимо, достаточно, а консультирует редко и бесплатно. Говорит - это у него такая форма благотворительности, ил "цдаха" по-еврейски. Нескольким моим подругам помог очень эффективно и быстро. Правда, все они - умные и самостоятельные тетки.
Так же мне известен другой пример. Адлер, психолог с мировым именем, ученик Фрейда, выделял отдельный день, в который он консультировал бесплатно малоимущих людей. В остальное время работал по полной ставке.
Мне кажется такой бесплатный вид помощи вполне имеет право быть и я очень уважаю людей, которые имеют принципы и мировоззрение, позволяющие гармонично для себя и клиентов заниматься подобной помощью. С другой стороны, не для всех клиентов будет эффективна бесплатная работа, но об этом в следующих постах.
3. Цена – вилка.
Поскольку я о варианте такой договорённости с клиентами узнал всё от той же dikayahozyaika, процитирую её ещё раз:
Я знаю одного психолога (хорошего, на мой взгляд), который называет не цену, а "вилку" - то есть, например, - заплатите, сколько вам удобно в промежутке от 1500 до 2500 руб. При этом клиент выбирает цену перед консультацией.
В принципе тут есть некоторая фиксированная сумма, ниже которой консультация не будет стоить. Кроме того, есть некоторая сумма, которую в среднем получает этот психолог (допустим 2000 рублей). Мне кажется такой вариант вполне приемлемый, так как, скажем, если реально свою работу такой специалист оценивает в 2000 рублей, при сумме 1500 финансовые границы практически не ущемляются, а при 2500 не возникает желание угождать и ограждать.
Правда интересно, каких целей он пытается добиться подобными расценками. Я долго думал над этим и предположил следующие два варианта:
- первый вариант – он хочет расширить свою «целевую аудиторию», одновременно консультирую и тех, кто не может много платить и тех, кто не может платить мало.
- подобными расценками он добивается неких диагностических задач.
4. С неизвестной оплатой.
Как-то Елена Шинкова рассказывали мне о женщине, которая занималась частной практикой, но плату за свои услуги брала весьма специфичным образом. Она просила клиента положить деньги в конверт, от нуля – до бесконечности, и положить его в ящик (или какую-то другую тару), где лежит множество других подобных конвертов от других клиентов.
Время от времени она вскрывает конверты и достаёт из них деньги, так и не узнавая кто, когда и сколько заплатил за её услуги. Правда после этого Лена рассказала, что эта женщина не считает, что можно прокормиться консультированием и кроме всего прочего имеет собственный бизнес, обеспечивающий её основным доходом.
По-моему очень необычный и интересный способ, имеющий право на существование.
5. Торговые отношения.
И последний известный мне вариант – это торговое соглашение с клиентом на конкретную сумму. Торговля происходит исходя из финансовых возможностей клиента и «сложности его запроса».
Из всего перечисленного это единственный способ, который я считаю абсолютно не правильным с точки зрения эффективности.
После данной классификации мне хочется объяснить, почему же финансовый вопрос является таким важным для психолога (про клиентов в другом посту). Дело в том, что первостепенным в нашей работе является эффективность. А эффективность психологического консультирования складывается из массы нюансов, на которые мы в обычной жизни почти никогда не обращаем внимания, но которые в определённой степени определяют наше взаимоотношение с другими людьми и с Миром.
Оплата, которую мы получаем за нашу работу, так же влияет на наше отношение, как к самой работе, так и к клиенту (что, кстати, характерно не только для психологов). В случае если у консультанта есть внутреннее не согласие с оплатой его услуг, происходят следующие вещи:
1. Цена занижена. Консультант теряет свои личные и профессиональные границы, испытывает раздражение или злость. Часто становится либо слишком чрезмерным в стремлении побыстрее «вылечить этого никчёмного клиента», либо наоборот, малоинициативным и безучастным. В зависимости от степени нарушения границ падает эффективность работы.
2. Цена завышена. Консультант теряет свои личные и профессиональные границы, однако теперь к клиенту начинает относиться очень сопереживающее, услужливо и даже порой подлизываясь. Другими словами становится сильно снизу. И тут появляется «клиент всегда прав», «эту тему давайте обойдём», «может вам ещё массажик сделать». В зависимости от степени нарушения границ падает эффективность работы.
Продолжение следует…