Формат с отклонениями

Нарушу я устоявшийся было формат репортажа о лесе и огороде, кошках и цветочках. И не ради политики. Попался на Дзене интересный материал. Возможно, он не только мне интересен. Ссылку записать я, конечно, забыл: не приучили в детстве.
Статья касалась старого советского фильма «Морозко», который я, представьте себе, не смотрел, но несколько сказок с подобным сюжетом, конечно, читал. Либерасты время от времени отвлекаются от измазывания грязью коммунизма, СССР и российской истории и берутся за измазывание русской культуры. И тут достаётся старым русским сказкам, в том числе и тем, что имеют кальку в немецком фольклоре (и во многих других). «Морозко» якобы пропагандирует жестокость, безволие мужа перед женой, прославляет ложь и лицемерие. Помните: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» — лицемерно спрашивает Мороз, хорошо зная, что девочка мёрзнет. «Тепло, дедушка»,- лжёт девочка.
Я никогда не воспринимал сказку таким образом. В сказке — сказочная, совсем другая мораль, ведь сюжеты сказок зарождались в глубокой древности, по-видимому, при родовом строе. Я решительный противник предъявлять к людям прошлого претензии к их морали и нравственности.
Но автор статьи значительно проще объясняет некоторые неувязки сказки с нынешней моралью. В сказке описан процесс инициации, который при родовом строе обязательно проходили подростки. Испытания, которым подросток подвергается при инициации, должны показать его готовность к взрослой жизни. Отец вовсе не выгоняет свою дочь, а отвозит её на испытание; Мороз и проводит это испытание; девочка отвечает так, как должна отвечать. Вторая девочка испытание не проходит, таких подростков община не принимает в себя.
Мы из литературы знаем про инициацию у индейцев. По телевизору я видел процесс инициации в современной Африке. Инициация была и у наших предков, но так давно, что она преломилась в сравнение других качеств подростков. То, что для испытания используется холод — естественно для жизни в нашем климате, а в Африке (что я видел по ТВ) при инициации подросток прыгает через быков и надевает рукавицы, набитые кусучими муравьями.
===
Общество требовало от тех, кто к нему присоединяется, своего набора качеств, и ребёнка подводили к этим требованиям явно и неявно. Мои сверстники смеялись над теми, кто не мог разжечь под дождём костёр — а надо ли сейчас это умение? Пришить пуговицу, забить гвоздь, определить направление на север, перемножить двузначные числа в уме... Сейчас нужно уже что-то другое.
Были и требования к поведению, причём, разные в разных стратумах и разной местности. Меня никто не учил явно, но как-то получилось, что я, как та девочка из «Морозко», считал, что никогда нельзя жаловаться на холод, жару, голод, усталость, что нельзя ничего есть на улице, что нельзя ни о чём просить, особенно — выпрашивать. Наверное, это неправильно, но меня так приучили, хотя явно никто мне этого не говорил и тем более не угрожал наказанием.
===
Неужели сегодня без фото? День я провёл за работой в огороде. Пыльно и серо там. Кошмарик пришёл помогать.

Чахлые раслинки — это озимый чеснок. Сейчас темно, высоко стоит яркая половинка Луны.
|
</> |