Финский музей авиации. И-16 тип 15 (УТИ-4)
ru_aviation — 05.02.2018 Финский музей авиации в Вантаа несомненно хранит очень интересную экспозицию для, на первый взгляд, «неавиационной» страны. Однако, готовясь к посещению, я хотел подробно рассмотреть именно этот самолет. Это – оригинальный и прекрасно сохраненный экземпляр двухместной модификации самолета И-16, разработанного коллективом под руководством «короля истребителей» Николая Николаевича Поликарпова. Что это за модификация и как этот самолет получил на своих крыльях опознавательные знаки финских ВВС предстояло узнать позже. И вот, что с этого получилось.Всего, в период с 1934 по 1942 годы было выпущено 10076 истребителей И-16 различных модификаций. Из которых модификации Тип 15 (или УТИ-4), которая и представлена в музее, было выпущено больше, чем любых других истребителей: 3395 экземпляров, что составляет 34% общего числа выпущенных самолетов данного семейства.
История появления самолетов И-16 в Финляндии отсылает нас к событиям Финской кампании 1939-40 г.г. После ее завершения на их территории осталось полтора десятка советских аварийных машин, которые были восстановлены до летного состояния. Еще больше самолетов вошли в состав финских ВВС во время Великой Отечественной войны.
Представленный в экспозиции музея самолет был захвачен в ходе боевых действий в сентябре 1941 года, впоследствии отремонтирован и летал до августа 1944 года. Далее самолет законсервировали, после чего мы имеем возможность видеть его в экспозиции музея.
Осмотр данного самолета привел меня в некоторое замешательство. С одной стороны, как могло получиться, что у нас из десяти тысяч остался только один И-16 Бориса Сафонова? С другой стороны, при грамотной консервации и правильном хранении можно сохранить любое техническое изделие, вне зависимости из чего оно сделано: металл, дерево, ткань и т.д. и т.п. Такой опыт нужно перенимать!
Передняя кабина
Шасси убирающееся, но пирамидальная схема сложновата…
Втулка винта с храповиком для запуска от автостартера. А вот система жалюзи представляет собой просто ЩИТ, который повышает сопротивление. В аэродинамическом облике И-16 только капот поражает своей «неаэродинамичностью». В те времена, когда создавался самолет, об авторских правах, особенно в СССР никто не думал. Единственное могу предположить, что наши аэродинамики и конструкторы не могли тогда воспроизвести эффективный капот NACA. А почему, ведь он уже был в 27-м?..
М-62 – сердце «ишачка». Большой парк находящихся в эксплуатации моторов – залог возможности восстановления реплик…
И все же, мы имеем свою авиационную историю. Вот только жаль: не храним, не бережем, не сохраняем. Самое обидное, что и сейчас, когда есть большое количество самолетов и вертолетов, созданных в советское время, которые еще в отличном состоянии, многие даже летают. Почему не храним? Почему не восстанавливаем? Это, хоть и советская, но все же наша история. Наша техническая история…
|
</> |