Финансы поют романсы или как оперативно увеличить доходы дефицитного Федерального бюджета
Александр Чуев — 26.09.2013 — ЭкономикаЭкономический кризис подступил не понарошку. Правительство выкатывает в Госдуму бюджет, в котором предполагается урезать ряд расходов, в том числе и тех, что классифицируются, как социальным. Экономический рост не просто замедлился, он стал почти нулевым. Различные эксперты напропалую предсказывают стагнацию и падение курса рубля. При этом ни один публичный специалист не предлагает никакого конкретного пути выхода из тупика. Все советы сводятся к мантрам о снижении налогового давления на бизнес (как будто нефтяники и газовики – самые несчастные и неприкаянные в нашей экономике), или, наоборот, к резкому увеличению государственного регулирования в экономике, в том числе и в добывающих отраслях (как правило, неэффективного, да и не особенно государственного в итоге).
Так что же нужно делать сегодня в экономике. Какие шаги должно предпринять правительство и Президент. Что бы, во-первых наполнить наш дефицитный бюджет так, чтобы не пришлось сокращать расходную часть. И во-вторых. Увеличить эффективность, и контролируемость бюджетных расходов, (чтобы разворовывали или выбрасывали «на ветер» не 50 или 70 процентов средств, а хотя бы не более 20).
Первое, что нужно сделать, это пересмотреть доходную часть Федерального бюджета. Есть множество возможностей увеличить поступления от той же внешнеэкономической деятельности уже в следующем году.
Мы в одной из наших научных работ уже предлагали снизить возврат экспортного НДС для экспортеров энергоносителей и других природных ресурсов в «сыром» виде хотя бы до 10 процентов. Это даст серьезную прибавку к доходной части бюджета, примерно не менее чем в двести-триста миллиардов рублей, а может быть и больше. Во-вторых, в нашем последнем исследовании мы уже обратили внимание Президента на серьезные расхождения в таможенной статистике ФТС и остальных стран мира, (даже с учетом коэффициента,1.56 применяемого для стран, не имеющих обшей границы с Российской Федерацией). Конкретные меры по сокращению масштабов серого «импорта» и экспорта хотя бы частично может дополнительно дать в Федеральный бюджет еще не менее 300 миллиардов рублей. Одновременно с этим необходимо как можно скорее принять ФЗ «О транзите» с поправками координационного Совета по оптимизации внешнеторговых грузопотоков при комитете по транспорту ГД и добиться от ФТС его жесткого исполнения. Ну и необходимо, как можно скорее запустить «Электронную таможню» в полном объеме, и включить в общий электронный документооборот с таможенными службами других стран мира. Транзит, если все правильно сделать, может только за первый год дать дополнительные доходы в пять-семь миллиардов долларов (если конечно жд. тарифы и транзитная плата будут конкурентоспособными).
Это только так, навскидку, ничего кардинально не меняя. Сделать даже это довольно сложно. Нужны волевые решения и существенные кадровые перестановки. Но эффект можно получить быстро. И тогда уже в апреле следующего года можно будет провести корректировку Федерального Бюджета и увеличить расходную часть до уровня текущего года. То, о чем я здесь написал, не моя выдумка и не пустые слова. Настоящим специалистам все это давно известно, только почему-то никто не решается нормально и без обиняков об этом заявить. Впрочем, я понимаю. Кто же замахнется на «святое»? Проще писать о малом бизнесе, которого практически нет, как реальной экономической составляющей и о вечной коррупции, которая уже стала традиционной частью «делового оборота». Хотя, на мой взгляд, некомпетентность и повсеместное невыполнение должностных обязанностей не менее опасны, и затратные для бюджета.
И, тем не менее, я – закоренелый оптимист, а потому, надеюсь, что хоть что-то из того, о чем я написал, будет реализовано.